2083
0

Фотографы Первоуральска оживили паровозы 1950-х годов 

Несколько талантливых фотографов, театральная постановка и кладбище паровозов

Идея провести выходной на «кладбище паровозов» родилась в недрах первоуральского фотоклуба, созданного фотографом Александром Галицких. Прозвучала эта идея настолько заманчиво, что аж 22 человека проснулись в три часа ночи, а в четыре утра уже выехали на Пермский тракт. Я среди них. Ехать до последнего пристанища паровозов предстояло порядка 250 км — до села Спасо-Барда Пермского края.

Кладбище — это база железнодорожного запаса близ станции Шумково. Здесь можно увидеть с десяток паровозов середины прошлого века и даже полазить по ним. 

— Своего рода фотопоходы выходного дня мы устраиваем регулярно, — рассказывает Александр Галицких. — На одном из них наш участник Семен Дылдин обмолвился о «кладбище паровозов». Заинтересовало, стали читать, потом решили, что надо провести стилизованную съемку, раз паровозы старые. Стали искать модель. Было желание найти рыжеволосую красавицу, и она нашлась. Театр «Вариант» откликнулся и предоставил реквизит, костюмы. Словом, все сложилось.

Последние несколько километров к «кладбищу паровозов» пролегали по железнодорожному полотну, но даже это оказалось ни по чем двум нашим УАЗам (что понятно и логично) и трем «пузотеркам» (что было рискованно, но незабываемо). То, что предстало перед глазами, музеем под открытым небом я бы не назвала, поскольку все паровозы идентичны — черные и ржавые. Но именно это в совокупности с открытым пространством и придает им особую мощь. Первым делом мы все разбрелись по вагонам, внутри которых был обнаружен даже уголь.

Сама я малознакома с железнодорожной темой, а потому рассказать об увиденных паровозах могу лишь то, что сама прочитала в интернете. Когда-то паровозов у станции Шумково было аж 140! Их не просто списывали, а ремонтировали и отправляли работать дальше. Многие паровозы отсюда были проданы в Китай. Самым старым на «кладбище» долго время был паровоз венгерского завода «MAVAG» 1936 года выпуска. Он отработал на железной дороге 40 лет. Но его присмотрели музейщики, и теперь он украшает Музей боевой славы Урала в Верхней Пышме. 

Оставшиеся паровозы давно заброшены, но от этого не перестают притягивать любопытных. Я насчитала пять групп, которые заглянули на «кладбище» вместе с нами в тот день. Детская радость при виде этих громадин перебарывает страх испачкаться или порвать штаны.

Говорят, что за паровозами, даже списанными, раньше ухаживали, перебирали и смазывали —держали на случай, если выйдет из строя электротранспорт. Ведь паровоз может работать практически на любом топливе — дровах, угле, торфе, мазуте. А в годы Великой Отечественной войны паровозы топили даже сушеной воблой, которая очень жирная и хорошо горит.

В паровозы можно залезть и почувствовать себя машинистом или кочегаром. Также можно залезть наверх, и увидеть… выросшие там березки. Но почерневшие и облупившиеся локомотивы от этого не перестают поражать своим величием. Трубочки, вентили, манометры, рычаги — местами все это можно не только посмотреть, но даже покрутить и подергать. Но мы оживить локомотивы решили иначе, при помощи фотографии. Самодельные дымовые шашки, стойкие модели, предприимчивые фотографы — результат всего этого можно увидеть в группе фотоклуба социальной сети ВКонтакте(vk.com/club129373593).

— Фотоклуб с разной степенью активности у нас существовал всегда, — говорит Александр Галицких. — Сейчас он заработал с новой силой, поскольку подросли и мои ученики. Они уже больше как коллеги. Приходят и фотографы, работающие самостоятельно. Живое общение необходимо. Потому что это здоровая критика, поддержка, это новые идеи, взаимообогащение.  

 

GPS-координаты Кладбища паровозов: N 57º 20.655´; E 57º 21.775´

Чтобы попасть на «кладбище паровозов», нужно ехать по Пермскому тракту. Перед Кунгуром — поворот на Кишерть. Далее езжайте по трассе. Ни в саму Кишерть, ни в Спасо-Барду сворачивать не нужно. После автомобильного моста через Сылву будет железнодорожный переезд. Направо, по рельсам уходит дорога на «кладбище». Через несколько сотен метров она сходит с рельс и представляет собой грунтовку. До «кладбища паровозов» можно легко дойти и пешком. От трассы это около 4 километров.

 Фотоклуб «Фотографировать разрешено» собирается по адресу ул. Ленина 31, офис 318