1364
0

Многие думают, что его пленные немцы строили

Бронзово-хрустальные истории ДК «Огнеупорщик»


 

ДК «Огнеупорщик» — один из одиннадцати объектов, попавших в единственный в мире строительный маршрут. Для тех, кто искал необычные здания с богатой историей — выбор очевиден. Сочетание старинной лепнины и советских колосьев и звезд, соседство витражей и портретов первого вождя пролетариата делает его поистине уникальным. Многие до сих пор считают, что Дворец, который недавно отметил 60-летие, строили пленные немцы. Это только отчасти правда. А всю целиком готова рассказать хранительница музея Ольга Долгих.


Это история, рассказанная с необычайной теплотой, любовью и гордостью. Нам повезло в тот день быть единственными экскурсантами Ольги Алексеевны и спрашивать о чем угодно.

Мы начинаем с музея, где хранятся воспоминания шестидесятилетней давности. В фотографиях, предметах быта. Ольга Алексеевна здесь проработала 20 лет и готовится передать полномочия в надежные руки нового хранителя.

История дворца, завода и поселка связана неразрывно. — Слово «посёлок» Ольга Алексеевна — коренная жительница Динаса — произносит тепло и без стеснения. «Микрорайон» в канву ее рассказа не вплетается, хотя нынешних жителей первоначальный статус даже обижает. Тем необычнее, что в послевоенное время в небольшом поселке было принято решение строить не просто клуб, а настоящий большой Дворец.

Ольга Алексеевна продолжает «вкусно», украшая деталями, вести нас сквозь время.

Я вам покажу фото. Наш поселок начал строиться в июле 1929 года. И, наряду с этим, сразу же начали строить клуб. Его сейчас нет. На том месте сквер. А на этом месте, где сейчас ДК, с 30-хх годов был рынок. Стояли невзрачные деревянные прилавки, за которыми продавали товары, трудно было тогда с продовольствием. И всю войну здесь был рынок. Потом, после окончания войны задумались — вроде бы центр поселка, а место неприглядное, некрасивое, замусоренное. И было решено, что нужен большой хороший дворец культуры. Потому что клуб вмещал всего 100 человек. Он славился драмкружком, агитбригадой «Синяя блуза». Давали концерты по всем окрестным городам и деревням. Приезжало много артистов. Во время войны сюда был эвакуирован целый театр, и клуб разжился настоящими театральными костюмами. Правда, на них было совершено нападение. Какие-то воры проникли и даже девушку привязали к стулу, она успела развязаться, добежала до милиции, и воров заловили. Костюмы, кстати, сохранились, до сих пор хранятся в костюмерной дворца.

Во время войны сюда было эвакуировано три предприятия. Народонаселение резко увеличилось. Клуб трещал по швам. Директором завода в ту пору был Дмитрий Иванович Гавриш. Молодой энергичный руководитель замахнулся сразу на дворец. Это был очень смелый шаг. За разработкой проектаобратились в Свердловский архитектурный институт. За дело взялся известный архитектор Абрам Борисович Фишзон. Он застраивал несколько кварталов в Екатеринбурге по ул. Ленина, работал в Североуральске и в Березняках. Получил государственную премию. Самое крупное из последних его сооружений — гостиница «Свердловск». Проект ДК "Огнеупорщик" был выполнен, и в 1947 году началось долгое и кропотливое строительство, которое растянулось на 9 лет. Завод вложил в этот проект 7 миллионов рублей. Распахнул свои двери дворец 3 ноября 1956 года.

У нас, когда заходит речь о строительстве дворца, многие говорят: "Ааа, его пленные немцы строили". Это не совсем так. Да, их привозили. Они помогали. Лагерь военнопленных у нас был в Талице. Он просуществовал до 1956 года. Был даже такой случай, что на строительстве обрушилась стена и придавила австрийского генерала. И прямо здесь, в недостроенном зале дворца, в Бажовской комнате наш молодой врач Павел Тимофеевич сделал ему операцию. Конечно, он брал на себя очень большую ответственность, поскольку случай был очень серьезный, но спас.


 Основная нагрузка лежала на плечах работников «Динура» и «Уралтяжтрубстроя». Котлован рыли вручную, только к концу года пригнали экскаватор, и дело пошло быстрее. А в 1948 году начал возводиться сам дворец в духе сталинского ампира или социалистического неоклассицизма. На строительство дворца привлекали очень известных людей. Камнерезов, которые выполнили мраморный пол и ступени дворца. Все деревянные детали, дверные перила, резные трибуны и мебель были сделаны руками плотников завода. 

Многие спрашивают: «Что это у вас входные двери такие страшные, старые?». А вы знаете, что они выполнены из цельного дуба, а узоры из бронзы? Нельзя менять архитектурный стиль. И мы благодарны, что руководство завода его сохраняет и поддерживает это наследие.

Выходим в просторное фойе второго этажа. Здесь раньше проходили вечера бальных танцев, а сейчас — новогодние праздники. Паркет недавно пришлось заменить. Но во многих помещениях сохранился родной. Ольга Алексеевна говорит, по прочности материалов и покрытию новые технологии в подметки не годятся. Этот зал — предмет особой красоты и гордости. Кажется, вот-вот по лестнице вспорхнет какая-нибудь благородная девица в роскошных нарядах или поднимется солидный джентльмен, по пути читая ленинские выражения: «Если я знаю, что знаю мало, добьюсь того, чтобы знать больше». Удивительное сочетание эпох.

Видите камины? Раньше ими отапливался дворец. А вот наверху витражи. Они были сделаны в середине 80-х годов. Раньше это была открытая галерея. А вот здесь, где драпировка, раньше была фреска. Там были изображены народы СССР в национальных костюмах. В 2006 году поменяли цветовую гамму зала, но сохранили все детали. Вы обратили внимание, как много украшений, лепнины?!

Конечно, обратили. Кажется все, кто впервые попадат в этот дворец, только и делают, что рассматривают колонны, потолки и стены. Эпично, впечатляет не на один раз, цепляет взгляд,особенно подпитанное историями. Сразу все и не рассмотришь.

По этому проекту построено всего три дворца. Кроме нашего, еще в Дегтярске и в Богдановиче. Но наш самый большой по размерам и самый ухоженный. В Дегтярске вот начали убирать лепнину, за ней очень сложно ухаживать. Это страшно, когда разрушается история. У нас силами завода постоянно идут ремонты. 

За шестьдесят лет это дворец познал не один ремонт. Недавно отремонтировали крышу и вестибюли. Но здесь все делают по принципу — максимально сохранить первоначальный вид. Вот и кресла в зрительном зале на 720 мест менять не хотят. Хотят сохранить атмосферу, дух настоящего театрального зала. О том, что здесь часто давали театральные постановки, напоминают изящные балкончики. Недавно, правда, пришлось заменить занавес. Требования пожарных. Но темно-бордовую гамму сохранили. Сохранили и пол, и царскую люстру.

Руководил строительством тогда Иван Исаакович Бей. За этой люстрой и за теми, которые в фойе, он специально ездил в столицу, нашел их в запасниках московского государственного университета. Каким образом всё это доставлялось, я с трудом представляю. На этой люстре 225 лампочек. Каждый год ее на тросе опускают, и две наши уборщицы моют эти хрустальные подвески. Очень кропотливая работа. Помню детство — когда люстру снимали для мытья, все равно отлетали детальки. Ой, найдешь, такая радость! — Ольга Алексеевна счастливо улыбается.

Посмотрите, надписи какие: «Слава великому российскому народу», «Искусство создается народом». И ведь так оно и было.

Еще в этом удивительном зале удалось создать уникальную акустику. Это отмечали все приезжие артисты. А, надо сказать, здесь побывало немало знаменитостей. Озеров, Левитан, Рыбников, Борисов, Долина.

Сцена у нас тоже очень интересная. Её диаметр 10 метров. Первоначально сцена вращалась. Сейчас это уже не так актуально, а раньше для театральных постановок было очень востребовано. Но и сейчас сцена никогда не пустует. Танцую, поют, показывают цирковые номера. Дворец живет.

Ольга Долгих ведет нас в библиотеку. Говорит, она изначально была зеленой, цветовую гамму не меняли. Просто вместо читальных столов с лампами здесь стоят теперь книжные стеллажи в окружении портретов писателей — за ними здесь тоже очень пристально следят.

А это наша уникальная Бажовская комната. Стены расписаны в стиле фресок художником Чесноковым. Поначалу кажется, что потолок низковат, но, как только сядете на эти удивительные скамеечки, все встанет на свои места.

Сразу хочется стать маленьким! — говорит мой высокий коллега. А Ольга Долгих продолжает поэму искренней любви и гордости:

В1964 году ко дворцу с другой стороны был пристроен кинотеатр «Буревестник", второй широкоформатный кинотеатр в городе — он всегда был забит под завязку. Там была очень красивая мозаика — изображение буревестника. Сейчас в том конце дворца ставят елку. Кстати, традиция делать ледовый городок и пошла с момента открытия дворца. Елка была огромная, а по бокам еще четыре, соединенные гирляндами. Было много красивых скульптур. Самая знаменитая — медведь на тройке. Она так поразила кого-то из гостей, что на очередной юбилей завода привези такую скульптуру, только уже вырезанную из дерева.

Прощаемся с экскурсоводом от Бога Ольгой Долгих и другими глазами смотрим на площадь перед ДК. Помним по рассказу, что благоустройство территории шло методом субботников. Каждый работник предприятия был обязан отработать здесь не менее 20 часов. Шли после смен и в свой выходной день. По сути, это была народная стройка. Там, где раньше были фонтаны, теперь клумбы. Новые фигурные фонари пришли на смену женским скульптурам.

Время берет свое, оставляя на нашу совесть сберечь то, что пока ему неподвластно. Здесь труд своих земляков намерены беречь до последнего и рассказывать о нем всем, кто только пожелает услышать. Музей работает, экскурсию можно запланировать, на театральном балконе занять себе стульчик, а лепнину аккуратно потрогать руками. Через 15 лет, аккурат к 100-летию завода, здесь снова вскроют капсулу времени, заложенную в основании памятника Ленину. Наверняка, в послании потомкам хоть раз да и промелькнут слова «беречь» и «помнить».

 

Фото Сергея Макарова