2736
0

Александр Чайников: «Марионетка с правом на собственную жизнь»

Специально к Дню рождения Александра Чайникова — вспоминаем серию "Театр в лицах" с ним в главной роли


 

Особенность провинциального театра заключается в том, что в нем работает много талантливых актеров, которых никто не знает, кроме тех, кто бывает театре. Можно бесконечно говорить о том, что актер не может состояться без каждодневного труда над собой. Но зачастую в жизни артиста важен случай. Чтобы его увидел хороший режиссер и захотел поработать с ним. Чтобы его фактура привлекла кинематографистов. Откуда придет этот случай, никто не знает. Поэтому актеру просто необходимо существование в пространстве за пределами стен театрального здания. Проект «Театр в лицах» — это тот самый случай, когда с артистом знакомятся его потенциальные зрители, а, может быть, работодатели. По нашей просьбе актеры сыграли несколько эмоций и ответили на три вопроса. Банальных вопроса. Решайте, кто справился с задачей лучше всех. Лицо первое — Александр Чайников


 

Эмоция первая: Я вам рад

Актер — инструмент в руках режиссера или самостоятельный творец?

— В любом случае актер действует в рамках, установленных режиссером. А вот в пределах предоставленных режиссером свобод актер безусловно самостоятельный творец. Но он должен подчиняться режиссеру. Ибо у того в голове находится квинтэссенция спектакля. И здесь он диктатор.

Эмоция вторая: Я на вас зол

Так все же актер — это марионетка?

— Марионетка, у которой есть право на собственную жизнь. Режиссер определяет стратегию спектакля. А вот тактика подхода к роли — это дело актерское. Мы не лезем в спектакль, но мы режиссируем свои роли. Многое зависит от жанра пьесы. Где-то берешь для себя опорой формальную выразительную сторону. Где-то знания, почерпнутые в книгах. Где-то опираешься на свои ощущения. В каждом спектакле это очень индивидуально.

Эмоция третья: Я вас подозреваю

Чем больше занят актер — изучением себя или жизни?

— Разделение здесь невозможно. В любом случае, что бы ни произошло, ты это примеряешь на себя. Один актер на похоронах своего сына поймал себя на том, что, погрузившись во внутренние переживания, он продолжал следить за поведением людей, пришедших выразить сочувствие. Он находился над ситуацией. С одной стороны, это цинизм профессии, с другой стороны, когда волевым путем человек заставляет себя быть наблюдателем происходящего, препарировать ситуацию, он больше впитывает эмоций, примеров поведения. Актер на жизнь расходует больше энергии, но и материала для работы получает больше. Наблюдать надо за всем. И как руководитель ругается с подчиненным, и как родитель разговаривает с ребенком. Поведение животных в различных ситуациях тоже важно. И все это примеряешь на себя. Ты же не знаешь, какая у тебя будет следующая роль, и что именно тебе пригодится.

 

Любимая гримаса Александра Чайникова

Эмоция пятая: Вы мне не интересны