653
0

Бизнес-завтрак с Марией Кульбицкой: «Сервис — это беда Первоуральска»

Мы решились и провели первый бизнес-завтрак. Встретились с Марией Кульбицкой, руководителем Первоуральского Фонда поддержки предпринимательства, и поговорили о том, чего не хватает первоуральскому бизнесу


Мария Кульбицкая, руководитель фонда поддержки предпринимательства


 

Проблема первоуральского бизнеса — это очень низкий уровень сервиса, причем в любом сегменте. И это чувствуют в этом городе, наверное, все, — мы начинаем разговор с Марией. 

Расскажу личный пример. Я сдаю зимнюю одежду в прачечную.  Наверное, все химчистки перепробовала в этом городе. Недостатков много. Например, в  одной администратор всегда очень медленно заполняет бланк приема и часто рассказывает про свою личную жизнь.

Или, как-то решила отдать одежду в химчистку рядом с домом. Через несколько дней мне позвонили, сказали все готово, но у меня не было времени сразу  забрать вещи. Я заехала позже, в рабочий день после обеда — оказалось, не принимают безналичную оплату. В следующий заход — в субботу — работают до обеда. В третий раз оказалось, что иметь квитанцию — дело принципиальное:  

— А где квитанция?

— Зачем? Вот мой паспорт, у вас есть своя квитанция, где есть мои данные. Я хочу заплатить деньги и забрать вещь.

— Нет, не получится. Прошлый администратор неправильно заполнила бланк. Нам надо переделать.

В итоге мы забрали пальто с четвертой попытки, когда все дома перерыли и нашли эту квитанцию.

Понимаю. На днях зашла купить кусок пиццы в сетевой ресторан — продавец прямо за кассой говорила клиентам «Как вы меня все достали. Все, следующие, проходим».

— Да, сервис, это беда Первоуральска. Вот еще пример — идем в магазин бытовой техники купить кронштейн для видеопроектора. При этом параллельно смотрим ноутбук для учебного класса: и дорогие, и дешевые модели. Продавец с нами ходит, охотно консультирует. Когда же мы ему сообщаем, что на самом деле пришли покупать кронштейн для проектора, он незаметно ретировался. Покупка в тысячу рублей консультанта не мотивирует. А вот нам, женщинам, между прочим, разобраться в кронштейнах куда труднее, чем в ноутбуках. В итоге выбираем все сами и идем на кассу. Подбегает тот же консультант и просит кассира: “Запиши кронштейн на меня”.

Мы хотели сказать, что так не делается, но это сетевой магазин. От продавца там ничего не зависит — ни стратегия, ни стандарты обслуживания. А в маленьких заведениях вот такие «фишки», как высокий сервис и клиентоориентированный персонал, — это половина успеха, я думаю.

— Хорошо, а что еще может предложить малый бизнес кроме хорошего сервиса?

Наверное, эстетическую составляющую — красивое оформление входной группы, атмосферный интерьер. Вот, например, мы сидим в кафе. Здесь есть хорошо оформленная, подсвеченная витрина. Как только она появилась, надо посмотреть, сколько фотографий пользователи выложили в соцсети на ее фоне. Это маленькая фишечка, но хороший маркетинговый ход. У нас в городе таких очень мало — и любой такой элемент будет привлекать внимание.

То есть, грубо говоря, делать красивое граффити на стенах?

— Не только. Бизнес должен ориентироваться на целевую аудиторию — своих потенциальных клиентов. Тех, кого вы хотите видеть у себя в гостях. Если вы ориентируетесь на молодежь,следите за трендами, в том числе и в соцсетях: делайте ставку на необычное оформление, тему. Если на семью с детьми — делайте так,чтобы им было удобно проводить время в вашем заведении. Сделайте, например, парковку,  зону, где дети могут поиграть, меню для малышей. Обязательно получайте обратную связь от клиентов — люди любят тот бизнес, который о них заботится.


 

Про свободные ниши и то, как их занять

Сейчас актуальнысоциальные бизнес-проекты. Например, история, которая мне понравилась — это нейрологопедический центр Татьяны Глухих. Татьяна — высококлассный специалист в этой теме, она прошла наш бизнес-акселератор в Первоуральске. В планах —  купить оборудование для работы с детьми, у которых ментальные нарушения, с детьми-аутистами. Обычно таких возят в Екатеринбург, причем несколько раз на неделе.И Татьяна вовремя среагировала на запросы рынка и «закрыла» эту нишу. Сейчас она на стадии реализации этого проекта.

— А еще какие ниши в Первоуральске свободны?

Не так давно мы проводили опрос и спрашивали горожан: «Каких услуг вам не хватает в Первоуральске». И в этом списке лидируют услуги семейного, детского досуга. У нас мало куда можно сходить.

Например, открыли «Хаски-парк»  — и он большим спросом пользуется не только в Первоуральске.  В Екатеринбурге мы как-то обсуждали развитие туризма, и меня удивило, что сотрудники Министерства инвестиций и развития сами с удовольствием возят детей в наш «Хаски-парк».Хорошо в Первоуральске чувствуют себя и квиз-игры, такие проекты, например, как «Мозгобойня». Но это временные проекты, мода на них быстро меняется, и здесь нужно следить за тенденциями.

При этом в городе мало мест, где могут отдохнуть родители с детьми. Чаще всего они собираются и уезжают на выходные в Екатеринбург, где развлечения можно найти в любом торговом центре. По этой причине продолжает “страдать” розничная торговля непродовольственными товарами: люди охотнее покупают одежду, обувь в тех же крупных торговых центрах.

Молодежь, кстати, тоже жалуется. что в городе некуда сходить. Но подростки, студенты — не самая платежеспособная аудитория, и я пока не вижу идей, как организовать бизнес в этой сфере.

– Хорошо, если появилась идея, как это организовать, то как начать свой бизнес в Первоуральске? Точнее — с чего начать?


— Тем, кто решил начать, мы рекомендуем курс «Начни свое дело». Он помогает понять,есть ли у вас деловые качества для того, чтобы стать предпринимателем. Другими словами, “прокачивает” предпринимательские способности. Считается, что предпринимательством успешно может заниматься только 5% населения. Быть предпринимателем на самом деле психологически тяжело. На первом этапе обучения даем понять, выдержит ли человек такую нагрузку. Бывает, что участники обучения покидают курс на второй день — говорят, «О, я понял, это не мое!». А если решил пойти дальше, то мы прорабатываем и маркетинговую, и финансовую стратегию его бизнес-идеи.

Для социальных проектов есть «Акселераторы» —это своеобразная школа для предпринимателей, предполагающая интенсивное развитие проекта в короткие сроки. Здесь обязательное условие: мы дадим поддержку — беспроцентный займ в полмиллиона рублей, если человек докажет, что его проект жизнеспособен. То есть, пройдет обучение и защитит проект. Прорабатываются все стадии — от разработки бизнес-плана до воплощения. После, мы сопровождаем заявку на льготный займ, помогаем с реализацией проекта.


 

— Как меру поддержки можно получить от Фонда поддержки предпринимательства?

— Сейчас мы предлагаем бизнесменам займы на льготных условиях. Деньги можно потратить на реконструкцию, ремонт помещений, реструктуризацию кредитов в  банках, покупку транспорта или оборудования. Например, по такой программе у нас пассажироперевозчик купил автобусы, кто-то покупает офисные помещения, строит кафе.

Займы подходят и для сезонного бизнеса: в то время, когда нет основного оборота, можно пополнить складские запасы или закрыть кассовый разрыв.

Бизнесмен может получить займ под залог оборудования или транспорта, который он покупает. Важно при этом, что займы целевые, и предприниматель должен отчитаться перед Фондом, что потратил деньги именно по назначению.

       Условия займа:  

  • Ставка — 7, 75 %;
  • Сумма —  до 5 миллионов рублей;
  • Срок — на 36 месяцев.

Также у Фонда есть программа для моногородов. Приоритетным категориям предпринимателей выдают займ на сумму до 5 миллионов рублей под 3,5%. Срок тот же — 36 месяцев.

В категорию приоритетного попадает малый и средний бизнес, который:

  • производит продукцию на экспорт;
  • создан женщиной, которая: индивидуальный предприниматель, единственный учредитель или участник юридического лица, доля которого в уставном капитале ООО или складочном капитале хозяйственного товарищества не менее 50%, либо не менее 50% голосующих акций акционерного сообщества;
  • компания занимается сельским хозяйством — это производственный или потребительский кооператив, или крестьянско-фермерское хозяйство, которое является членом такого кооператива;
  • занимается социальным предпринимательством;
  • реализует проект в сфере туризма, экологии или спорта;
  • создан человеком, который старше 45-ти лет (Либо такой человек входит в состав участников или учредителей акционерного общества, а его для в уставном капитале ООО или складочном капитале хозяйственного товарищества не менее 50%, либо не менее 50% голосующих акций акционерного сообщества). Компания или ИП должна быть новой и работать не больше года на момент предоставления займа.

Обращаться за консультацией по программам можно по адресу: ул. Трубников, 24а , 2 этаж, либо записаться на консультацию по телефону (343) 288-77-85 доб. 5104





Благодарим кафе FLAT за предоставленный интерьер для съемок

Фото Дмитрия Дегтяря