900
0

Дизайн-код — это финансы, которые надо вынуть из оборота

Первоуральск снова амбициозен. Отдел архитектуры взвалил на себя задачу разработки дизайн-кода города


 

На мероприятие мы пришли с целью понять, что такое дизайн-код города и как его применяют на той или иной территории. В зал попадаем на середине фразы директора ООО «Наш двор» Алексея Дмитрошкина (компания, специализирующаяся на установке детских игровых дворовых комплексов — ред.).

— Серьезная проблема — непослушание детей от скуки. Те детские игровые комплексы, которые сейчас массово создаются и массово устанавливаются везде, не интересны детям после 8-9 лет. Это точно. Полазать по сеточкам и скатиться с горки до 9-ти лет еще интересно, но после ребенок полезет на горку, чтобы забраться на башенку над ней, а потом каким-то образом оттуда спуститься. Это в лучшем случае, а если спуститься не получается — спрыгнуть.

После монолога, в обсуждение включается модератор мероприятия и предлагает перейти к презентации программы организации городского пространства — «Пять шагов благоустройства». На цене представители КБ «Стрелка» и главный архитектор города Константин Гартман.

Константин Гартман, главный архитектор Первоуральска

Роль КБ «Стрелка» в реализации программы «Пять шагов благоустройства» сводится к методическим рекомендациям. «Пять шагов» — это быстрый формат благоустройства общественных территорий. Цель — склонить муниципалитеты к комплексной проектной работе по благоустройству, вместо проведения обычных ремонтов дорог и тротуаров. В муниципалитетах существует много проектов благоустройства центральных улиц, но видения улицы как общественного пространства пока нет.

— Качество и безопасность — это два ключевых слова из словаря, который мы применяем, говоря о благоустройстве улиц. Качество и комфорт складываются из тех элементов, которые уже существуют. Если «Пять шагов» — это быстрый старт благоустройства, то сегодня высшее руководство страны запустило программу «комфортная городская среда». И сегодня задача, как сформулировать то качество, которое мы хотим добиться от наших общественных пространств в течение 5-ти лет, — докладывает один из представителей КБ «Стрелка».

На слайдах демонстрируются новые решения в оформлении территорий возле типичных для Урала Дворцов культуры.  Тут же докладчик переходит к новым жилым районам, в которые надо вписать коммерческие объекты. Затем говорит о том, что дизайн — это применение стандартных решений с постановкой правильных задач. Что должно изменить качество городской среды и создать комфортные условия проживания. Но общего понимания комфортной среды улицы пока нет, его только предстоит выработать. Поэтому консультанты должны быть привлечены.

— КБ «Стрелка» консультирует в области архитектуры и градостроительства города, муниципалитеты и Федеральное правительство, — объясняет нам свои задачи Владислава Ежова, аналитик КБ «Стрелка». — Например, вместе с Минстроем и Федеральным агентством ИЖК мы работали над проектом благоустройства в городах, где проходит чемпионат мира, но и в ряде других городов. В общей сложности их получилось 40. Чемпионат закончится, а элементы благоустройства останутся как наследие этого события. Первоуральск — город, который не вписывается в масштабы этого проекта. Вас мы посетили в рамках проекта развития моногородов. Первоуральск значительно отличается от других городов по состоянию производства. Это отличает его от других моногородов, которые я посетила. Поэтому единого решения нет. Где-то дизайн-код проходит, а где-то нет. Но есть стандарты развития территории, которые может разработать город. Наша задача показать направления, которые существуют в других странах, но на территории РФ они никак не отражались. Сегодня пока стоит вопрос использования времени для «нащупывания» решений приемлемых для наших условий.

Владислава Ежова, аналитик КБ "Стрелка"

Тем временем, модератор мероприятия Георгий Гемеджиев задает представителям «Стрелки» вполне резонный вопрос: как могут моногорода заказать проект создания комфортной городской среды и во сколько это им обойдется? Получает ответ, что нескольких миллионов вполне хватит. Но и компетенции муниципалитета достаточно, чтобы самостоятельно разработать благоустройство центральной улицы. Но лучше найти профессиональную команду.

Константин Гартман презентует проект благоустройства улицы Ватутина.

— Мы стартуем с того, что понимаем сами. Намечена улица, где планируется комплексное благоустройство. Которое касается и инженерной инфраструктуры, и системы дорожного движения. 

Модератор прерывает и задает вопрос: а участвует ли в подготовке проекта бизнес, который работает на этой улице?

— Пока контакта с ним нет. Все еще на стадии обсуждения. Конечно, планируем привлекать.

— Концепт вашего планирования улицы во многом схож с тем, о чем мы говорим. Но есть несколько вопросов, — теперь в разговор вступает Владислава Ежова. — Кто пользователи этой улицы? Для кого она предназначена? Как она функционирует утром, днем и вечером? Это ключевые вопросы, на которые надо ответить до начала создания концепции. Неплохо бы об этом еще подумать, прежде чем класть асфальт, а затем думать о функции данного объекта. А вдруг вам понадобится здесь киоск?

— Проведены исследования трафика улицы, и исходя из этого, мы пытаемся определить функции этого объекта, — отвечает Гартман. — Еще в головах есть мнение, что общественные пространства, существуют для всех. Если заходит частный бизнес, возникает перекос — как так? Дальше — агрессия, и работа муниципалитета с жителями. Поэтому привлечение бизнеса к проекту проходит проблематично. Ну а пользователей улицы определяем своими наблюдениями. Улица Ватутина функционально нагружена мелким ритейлом. Естественно, встает вопрос парковочных мест, вопрос режима разворота транспорта.

С благоустройства улицы Ватутина модератор мероприятия переводит разговор на тему дизайн-кода города. Первоуральск взял на себя смелость его разработки. Кто-то в зале пошутил, что дизайн-код — это наличие на дорогах асфальта. Но как оказалось, введение дизайн-кода — это более амбициозная задача, чем обычное асфальтирование улиц.  Пока такой проект смогла реализовать только Москва.

Дизайн-код — это незаметные для людей правила, которые вводят единообразие для улучшения эстетического облика города, и создают неагрессивную среду, которая подсказывает и направляет, дабы облегчить людям пользование городской инфраструктурой.  

— На исторической застройке мы попытались выработать требования к вывескам. Любой бизнес с ними может ознакомиться, чтобы не фантазировать на непонятные темы. Попытаемся выработать правила размещения вывесок в витринах и на остеклениях, а также размещение навигационных вывесок около торговых центров. Исключили натягивание баннеров на фасадах. Ну и растяжек, и перетяжек. Выразили рекомендации по поводу структурирования вывесок.  Это облегчает работу с предпринимателями. Снимаются все вопросы. Он просто видит, что ему можно делать в определенной части города, и следует этому решению.

Но в ходе обсуждения выясняется, что не все так-то просто. С места раздается реплика:

— Когда сталкиваешься с юристами предпринимателей, они говорят: предоставьте нам цифры, которые показывают на то, что это красиво, а это нет.  И возникает вопрос, на каком законодательном уровне установлено, как эти вещи регулировать? Поэтому к дизайн-коду вопрос один: чем подтверждать будете?

Наталья Больших

Первоуральск — не классический моногород. У Натальи Больших, заведующей отделом градостроительства, архитектуры и землепользования Североуральска, где одно крупное предприятие, проблемы иного рода:

— Мы, конечно, стараемся участвовать в подобных мероприятиях. Здесь обмениваемся конкретным опытом. Узнаем практику применения, мнение министерства. В тандеме работается легче. Интересно было узнать, как применяется дизайн-код на наших территориях, а не в городах федерального уровня.  Особенность маленьких городов в том, что мы боимся внедрять новое. Градообразующее предприятие — шахта — у нас за пределами города, а в городе присутствует только малый и средний бизнес.  И нового боимся не мы, а бизнес. Он работает по накатанному пути. Главная проблема моногородов — это неопределенность завтрашнего дня. Сегодня малый и средний бизнес не видят, куда вкладываться, наша задача помочь бизнесу развиваться дальше, чтобы он не уходил из моногородов. А правила игры, которые мы разрабатываем, должны дать бизнесу понимание, что от него потребуют в дальнейшем. И чтобы эти правила не изменились через год. Чтобы малый бизнес не боялся вкладывать деньги в дизайнерские разработки, которые мы ему предлагаем. Для малого бизнеса это финансы, которые он должен вынуть из оборота.


Фото Сергея Макарова