1802
0

Главный архитектор не должен говорить: «Что изволим-с?»

Для чего Первоуральску нужен генеральный план застройки и что будет, если продолжать менять его под сиюминутные «хотелки»



 

Не так давно городская администрация представила стратегию развития Первоуральска до 2032 года. Во время ее презентации главный архитектор Свердловской области Владимир Вениаминов рекомендовал уделить особое внимание градостроительной проблематике — составлению генплана Первоуральска и населенных пунктов, входящих в состав городского округа. Он объяснил, что это необходимо для определения основных путей развития, и чтобы эти пути не пересекались, не вступали в конфликт друг с другом и учитывали все текущие требования. Т.е. нужен генеральный план — проектный документ, на основании которого осуществляется планировка, застройка, реконструкция и иные виды градостроительного освоения территорий.


Новость по теме:

Мечтать — это прекрасно. Но хотелось бы увидеть что-то большее, чем картинки

Немного здравой критики от главного архитектора Свердловской области Владимира Вениаминова

Такой план у Первоуральска есть, и мы попробовали обсудить его с руководителем проектного бюро «Проект-12» Станиславом Анфиногеновым.

Последний генплан утвердили в 2008 году, минуло 10 лет, и снова разговор идет о генплане. Естественно, возникает вопрос о довольно  краткосрочной перспективе его существования и нужен ли в таком случае этот генплан?

— Справедливый вопрос:  зачем рисуем генпланы? Этот документ должен работать как закон. К нему необходимо трепетно относиться. А у нас поменялся глава, все отменил. Например, ты вложил силы в оформление документов на дорогу, а новый глава говорит, что все будет не так. А проект новой дороги, это труд, не побоюсь сказать, целого поколения.

Станислав Вячеславович, вот о дороге хочется поговорить отдельно. Сколько живу в Первоуральске, и столько же идет разговор об объездной дороге. Она хотя бы на бумаге существует?

— Первое направление генплана — это решение вопроса дорожного сообщения внутри населенного пункта.Чтобы город не перегружался автотранспортом, нужна объездная дорога. Существующий Генплан ее предусматривает.  В Талице в районе поста ДПС запланирован поворот в сторону Пильной, затем дорога через лагерь «Гагаринский» уходит за гору Теплую в район Билимбая. Это абсолютно новая дорога. Она нарисована, но, чтобы реализовать этот план, хотя бы через 20 лет, нужно сейчас начинать заниматься ее межеванием, согласованиями с лесным фондом, геологическими изысканиями и проектами. Стоимость таких работ не менее 100 миллионов. Продолжительность их, как я уже сказал, около 20 лет, а то и больше. Но этим никто не занимается. Вопрос не первоочередной. Но нельзя его убирать на 10-е место. Ну начните, хотя бы, межевание и согласование. Это очень продолжительный процесс. Его надо осуществлять тихо и планомерно. А не так как у нас — пришел один руководитель, второй, третий, и каждый раз цепочка работы прерывается. Живой пример — Нижнесергинский водовод. Имеется план трассы, есть разведанный источник воды, даже есть проект. Средства потрачены. Но работа стоит потому, что один глава возобновляет работу, другой прекращает. Никто не учитывает опыт предшественника. Ищет свое новое решение. В итоге мы в течение 20-ти лет все знаем о воде, но результата от этого не получаем. Никто планомерно не занимается продвижением уже существующего решения. Нельзя так относиться к масштабной работе.

А есть решения, которые помогут хотя бы частично снять вопрос транспортной загруженности на ближайшие 10 лет?

— Есть очень приземленное решение. Кольцевая дорога — это далекая перспектива, а близкая — с улицы Вайнера сделать съезд в район храма Святой Екатерины, и через плотину Верхнего пруда, по окраине Шайтанки уводить грузовой транспорт из города. Это значительно снизит нагрузку. И это будет запасной вариант, если вдруг заблокировалась улица Ленина. Все находится в городской черте. Не надо особых согласований. Еще со стороны СУМЗа транспортное сообщение поможет в какой-то степени разгрузить город. Его тоже надо развивать. План этой трассы уже есть. А то мост в Талице у нас, как застава. Если эту заставу закрыть, в городе возникнет коллапс. Поэтому срочно надо заниматься дорожным планированием.

Район храма Святой Екатерины на Вайнера

А внутри города есть какие-то решения, которые позволят избежать скопления транспорта в часы пик?

— Внутри города транспортная сеть сложилась. Менять что-то сложно. Разве что, возле рынка сделать кольцо. Этот проект нами давно сделан по заказу застройщиков и уже согласован с Константином Гартманом (бывший главный архитектор Первоуральска — ред.). Но его никто не запускает в работу. Да и Гартмана уже нет.  Вот еще пример, во времена Андрея Саднова (бывший главный архитектор Первоуральска — ред.) была программа «красных линий» вдоль основных городских улиц. Т.е. это черта, за которую при застройке нельзя выходить. А при возрастающей транспортной нагрузке остается запас для расширения дорог. Идея умерла. В итоге, на проспекте Ильича около «Меридиана», магазин «Кировский» во время реконструкции вылез за пределы красной линии. Теперь пространство заужено. Там не то что дополнительную полосу сейчас сделать невозможно, но и уже существующую наполовину загораживает паркующийся транспорт. И если остро возникнет необходимость расширения дороги, то встанет вопрос о выкупе здания. А его строительство там на 99% было незаконным. Эти «красные линии» тоже предусмотрены генпланом. Но архитектура у нас не туда смотрит. Еще в генплане дорог у нас нет отстойников для транспорта внутри города. Раньше это было предусмотрено. На Вайнера была площадь перед АТП, где в случае необходимости мог отстояться автотранспорт, не занимая дорогу. На проспекте Космонавтов, где «Марс», был отстойник для общественного и прочего транспорта. На Ленина тоже существовала такая площадка там, где сейчас двадцатиэтажки построены. Это все запланировано на случай возникновения ЧС. И этого ничего уже нет. Но в целом городская дорожная сеть сложившаяся и понятная.

Вместо "транспортного отстойника" сейчас стоит огромный торговый центр "Марс"

Программа «Первоуральск — 300» предполагает увеличение населения. Как генплан предусматривает развитие жилой застройки?

— Потенциальное развитие жилых районов в городе идет в сторону Динаса — это где МЖК. Здесь микрорайон планировался еще в 1985 году. И еще запланирован «Чусовской - 2». Пока отказались от микрорайона Ельничный.  Остановились на микрорайоне вдоль Верхнего пруда — от края Шайтанки до лагеря Гагаринского. Т.е. есть два потенциальных  района, которые, возможно, когда-нибудь начнут строить. Развитие поселка «Молодежного» на Пильной тоже планируется.Если объездную дорогу построят, то территории вокруг нее станут интересны для застройки. И въезды в город будут по типу веера. Кроме того, существует условно старая застройка в районе «Восхода». Есть вариант возводить там вместо двухэтажных домов трех – и пятиэтажки. Но это потянет за собой вопрос снабжения ресурсами. Планов по расселению жителей оттуда тоже нет. Но это необходимо решать.  Районы переживают расцвет, застой, угасание и превращение в гетто. Так живут все города.  И если сравнивать с планируемой застройкой возле Верхнего пруда то, для застройщика и потенциальных жителей, район от Медиков до Гагарина мне кажется привлекательнее.

И на какой период освоения хватит перечисленных вами районов планируемой застройки и реконструкции?

— Районов планируемой застройки при нынешней рождаемости хватит до конца века. Особо ничего придумывать не надо.  Только аккуратно обращаться с генпланом. То, что имеем, надо улучшать и развивать.

А как же «Первоуральск — 300»? По программе население должно увеличиться вдвое?

— «Первоуральск — 300» — непонятная цифра. Почему здесь должно жить 300 тысяч? Что, здесь построят второй такой же гигант как ПНТЗ? Но там и в лучшие годы около 30 тысяч работало, а где остальным работать? Рождаемость определяется наличием рабочих мест.

А как генплан предусматривает зоны развития бизнеса?

— Проблема в том, что нет единого центра планирования. Городская администрация приняла решение создать технопарк на Магнитке. Но надо же отмежевать землю, подвести коммуникации, построить дороги и построить по уже готовому проекту коробки зданий. Здания в технопарке должны смотреться единым комплексом. Ну и, конечно, предложить интересные условия для бизнеса.  Тогда, возможно, народ оживет. Может быть, из гаражей вылезут разного рода производители. Нет денег на коммуникации, на здания, сделайте хотя бы готовый пакет документов на землеотвод для потенциальных инвесторов. Даже на это люди готовы идти, лишь бы самим не заниматься различными согласованиями. Рассматривались ранее еще два варианта. У нас со стороны СУМЗа есть территория, которая может быть отведена только под промышленную зону. Там есть и железная, и автомобильная дороги, и сам Бог велел что-то концентрировать. Второе направление — в районе Совхоза «Первоуральский». Часть полей хотели отвести под технопарки. Тоже близко к магистрали Пермь – Екатеринбург. Можно сделать там дополнительные дороги, организовать некое кольцо. Идея неплохая. Далеко от жилой застройки. Никому не мешает. Администрация должна решать задачи города, а не отдельного собственника. Необходимо убирать из жилой зоны всяческий самострои. Хочет склад? Вот, пожалуйста, готовая под ключ территория, а в городе земли нет. Рано или поздно туда пойдет бизнес, и территория начнет осваиваться. Кроме того, на заводе Сантехизделий огромная территория снабжена инфраструктурой и простаивает. Завод горного оборудования тоже стоит. Понятно, есть собственник. Но надо тоже решать вопрос использования и этих площадок для инвесторов.

У нас в городе постоянно возникают локальные объекты, они как-то увязываются с общим планом развития территории?

— Локальные проекты никак не увязываются с перспективными задачами. Строили ИКЦ (Инновационный культурный центр). Почему параллельно не решили вопрос расширения плотины и дороги, чтобы увеличить пропускную способность?  Это же кровоточащая рана. Бутылочное горлышко, которое легко заткнуть. Магазина в Талице по генплану нет. Но он волшебно появляется.


 

Новость по теме:

У нас тупик — жаловаться Президенту или нет?

 

Первоуральцы  борются со стройкой магазина на улице Талица


 

Люди ропщут. Детский сад на Динасе. Да, формально обеспечили город местами в детских садах. Но кто-то полгода туда поездил и отказался. Сделано для отчета, а не для людей. С Динасом сообщение — один мост. Второго нет. Зимой гора стоит. А по генплану должен быть еще один мост от проспекта Ильича. Он должен замкнуть сообщение с новым микрорайоном. А этим кто-то занимается? Никто. И это тормозит освоение территории. У нас как получается? Архитекторов уже нет, а торговые центры стоят. Те, кто создал проблемы, ушли, а мы с этими проблемами живем. И совсем не здравствуем. Генплан должен передаваться от одного архитектора к другому по наследству, да еще предшественник должен объяснить последователю, на что надо обратить внимание. А у нас подход к выбору главного архитектора следующий — главное не профессиональные качества, главное лояльность. Делаешь по принципу «чего изволим-с», это и есть хорошо.

Инновационный культурный центр

У нас впереди реализация еще одного локального проекта — школа на Вайнера. Там какие проблемы могут возникнуть?

— С этой школой еще хлебнем. Школа, запланированная в 8 микрорайоне, была рассчитана на 1250 мест. Она закрыла бы вопрос по данному микрорайону полностью. Но пришла директива строить детские сады, и на ее месте построили детский сад. Теперь приказ строить школы. Отошли от генплана и судорожно стали искать место, где ее разместить. А посадим ее рядом с храмом Святой Екатерины и «Бодростью». Сейчас занимаются насосно-фильтровальной станцией. Теоретически должна быть чистая вода как из Нижних Серёг. От станции идет водовод прямо вдоль храма Екатерины. Новый водовод должен был лечь не на место старого, а параллельно. А эту землю уже изъяли. Положить на место старого не проблема, но работа станет дороже. И будет проходить в экстремальных условиях рядом с трубами под давлением. Сейчас там школу поставят, и я вообще не понимаю, как все это будет делаться. А генплан решает очередность освоения земельных участков. Сначала меняем водовод, а затем осваиваем прилегающую площадь.

Нужно постоянно заниматься генпланом, чтобы не возникало подобных конфликтных ситуаций.

 


Фото из архива редакции