488
0

Главный герой — зритель, который видит этот сон

Новая постановка «Варианта» прошла первую проверку на зрителе


 

В театральной практике открытый показ репетиций, во время которых полностью прогоняется спектакль, дело обычное. Интрига последнего подобного мероприятия в «Варианте» заключалась в том, что на публику вынесли экспериментальную постановку пьесы Эрика-Эммануэля Шмитта «Отель двух миров», не вписывающуюся в традиционную исполнительскую манеру вариантовцев.

Для специалистов открытые прогоны — это возможность обсудить недостатки и достоинства рождающегося спектакля. Для зрителей — возможность увидеть новую театральную работу бесплатно. Но зачастую любители театра отказываются от посещения подобных мероприятий, так как «скелет» постановки еще не оброс «мясом». А от актеров, еще не прошедших полный путь подготовки к работе на публике, открытый прогон требует больших нервных затрат, что не добавляет зрелищу красоты.

Возможно, этим и объясняется небольшое количество людей в зале. Но аплодисментов в финале вполне хватило бы и на полный зал.

Традиционно после открытого прогона состоялось обсуждение увиденного. Зрители и актеры во главе с режиссером расположились друг напротив друга. Первый вопрос тем, кто принял главный удар на себя — актерам. Насколько комфортно они чувствовали себя в спектакле, в котором использовалась абсолютно новая для театра пластическая форма?

— Очень комфортно, — даже не задумавшись, отвечают артисты, — расслабились и получили от игры удовольствие.

Инна Ваксенбург, режиссер

Режиссер Инна Ваксенбург признается, что во время прогона не чувствовала себя на рабочем месте:

— Это один из немногих показов, когда я вообще не волновалась. Я видела, что актерам на сцене хорошо, мне передавалось это ощущение. Не было боязни, что сделают что-то не то. Показу предшествовали прогоны, на которых ребята начали импровизировать, а если они ушли в импровизацию, значит, все нормально.

Наступает черед зрителей высказать общее впечатление от увиденного.

— Такого Первоуральск еще не видел, — заявляет Алевтина Сосунова и вызывает улыбки на лицах собравшихся. — Ну вы поймите, мне пока сложно сформулировать — какого такого. Думаю, подобного выражения чувств и эмоций персонажей на сцене. Это происходит не через декорации и реплики, а через пластическое взаимодействие актеров. Это инновационно. Все коротко, сжато, но осталось впечатление полноценного спектакля. Но мне с этим впечатлением надо ночь переспать, а потом я буду готова формулировать.

Юрий Крылов, художественный руководитель театра "Вариант"

— Для нас это возможность показать еще одну версию театра, — берет слово художественный руководитель театра Юрий Крылов. —Такая работа для труппы была сюрпризом. Они не знали, кто к ним приедет и с чем. Это был шок. Пришлось осваивать совершенно непривычное существование на сцене. Этот опыт не пройдет бесследно. Я уверен, актеры применят его в дальнейшей работе. А я увидел, что наши артисты способны осваивать новые жанры. А это дорогого стоит.

— Для зрителей это тоже шок, — звучит реплика из публики.

Александр Чайников, актер

— Хочу возразить по поводу высказывания, что Первоуральск такого не видел. Первоуральск видел много привозного, интересного и неинтересного. Поэтому для Первоуральска то, что мы увидели, не открытие. Это тренировочная работа для труппы. И главное открытие состоит в этом. Это хороший рывок в понимании театра, режиссуры, отношения к артисту, и отношения артиста к себе как к инструменту. Во мне два противоречивых чувства — я разочарован, и я в восхищении. Разочарован, что все так быстро закончилось. Мне хотелось подольше прожить в этом состоянии. А восхищен тем, что режиссеру удалось открыть Олега Кушнарева с новой стороны, если уж он стал пластичен, то другим-то уже ничего не оставалось делать. Олегом я восхищен. Этот спектакль для меня мастер класс по организации сценического общения. Сегодня для меня был великий урок.Но, это мое мнение, если бы действие акцентировалось на главном герое, тогда финал был бы гораздо сильнее, чем сейчас. Спасибо большое, — оканчивает монолог актер Александр Чайников.

Среди участников обсуждения четырнадцатилетняя Дарья Варлакова. После финальной сцены спектакля она аплодировала артистам стоя. В словах, обращенных к актерам, она не скрывает восторга от увиденного:

Дарья Варлакова

— Я не говорю, что не согласна со сказанным передо мной. Это живой организм. У вас же нет главного органа, все органы работают на то, чтобы вы были живы. Так и здесь. Акцентировать внимание на ком-то одном здесь не совсем уместно. Хочу сказать спасибо всем. Тем, кто подбирал музыку. Музыка — часть этого организма, как и световое оформление. Нельзя что-то выделить. Хорошо передано состояние комы. Наверняка те люди, которые на сцене, так выглядят только в восприятии героя. Но главного героя нет, важен каждый персонаж.Главный герой зритель — тот, кто этот сон видит. И это потрясающе. Задача арт-хауса выполнена. Спасибо вам огромное.

Чего скрывать, не все зрители испытали восторг от увиденного. Александр Чайников просит девушку, сидящую рядом с ним, поделиться ощущениями.

— У меня есть друзья, которые просто прилетят на этот спектакль. Лично мне такой стиль театра не по вкусу. Некоторые моменты мне просто «ах», а что-то вызывает сомнение. От некоторых актеров я была в шоке, я их такими не видела. Ну вот это все.

Актеры благодарят за такой отзыв аплодисментами.

— Самый лучший результат для театра — это когда зрители спорят, — объясняет актерскую реакцию Крылов, благодарит труппу и зрителей за состоявшийся разговор.

Создание мультижанровогоспектакля — очень трудоемкий процесс. Открытый показ — это только этап в создании законченного произведения. Показанный промежуточный вариант постановки труппа еще неоднократно обсудит в кулуарах и внесет необходимые корректировки. А пока актеры получили поддержку зрителей и коллег, а это хороший стимул, чтобы продолжить работу.

Дата премьеры будет известна позже.


 

Фото Сергея Макарова