586
0

Скелет Константин и череп Йорик

Учитель биологии Артём Петров рассказывает,  как отвечать на каверзные вопросы и держать внимание класса 


«Здравствуйте! Присаживайтесь!» – так начинает урок учитель биологии Артём Петров. Он работает в первоуральской школе №9 четвертый год. Для 24-летнего Артёма вопрос выбора профессии не стоял. Он словно родился учителем. Но, может, дар передался по наследству от бабушки и дедушки. Как бы там ни было, на уроке настолько интересно, что не замечаешь, как пролетают 40 минут. И времени всегда немного не хватает, признается учитель, ведь у ребят всегда остается множество вопросов.

За партами восьмиклассники — активный и любознательный народ. Тема урока «Скелет головы и туловища». В качестве модели у доски стоит скелет Константин, а на столе учителя расположился череп Йорик. Тут же следует вполне ожидаемый вопрос от детей: 

— Артём Владимирович, а череп настоящий? 

Чтобы предупредить дальнейший шквал вопросов, учитель отвечает сразу на все: 

— Да, он настоящий! Взял в шкафу! Нет, я его не убивал. Да, у вас и у меня такой же череп. А вы внимательно посмотрите на череп, чего не хватает? Правильно, зубов. Потому что я пускал его по рядам, и постепенно дети достали у него все зубы. 

Разобравшись со строением черепа и костей, в классе начинается бурное обсуждение копчика. Информация о том, что копчик – это от 1 до 5 сросшихся позвонков, и у каждого человека может быть их разное количество — порождает следующую порцию вопросов. 

— А как узнать, сколько их у меня? А если копчик – это остаток хвоста, возможно ли, что если человечество начнет развиваться по-другому, хвост у нас опять вырастет? 

Пояснение Артёма Владимировича кого-то успокаивает, а кого-то — разочаровывает. Узнать, сколько сросшихся позвонков в копчике можно только на рентгене, а хвост у человека больше никогда не вырастет. Эволюция на то и эволюция, чтобы двигаться вперёд. Тут же следует жизненный пример, почему нужно аккуратно кататься с горок и стараться не падать на копчик – могут отказать ноги. Важно приводить детям реальные примеры, говорит учитель, ведь они должны понимать, как применять знания в жизни. 

– Надо не просто озвучивать факт, а объяснять на примере. Сидит на уроке девочка 8 класс, сидит, поджав ногу. Одна нога нормально на полу, а вторую она под себя убрала. Я ей рассказываю, почему так делать нельзя, что кровь перестает нормально циркулировать. И она больше так не делает.

Держать внимание класса и сложно, и несложно одновременно – признается Артём Владимирович. Много зависит от темы и от класса. Сложнее всего с классами средней школы, они вроде и не малыши, но и не взрослые ещё. И тут часто приходится работать и учителем, и воспитателем, и няней в одном лице. А вот со старшеклассниками проблем никогда не было. Даже в первый год работы, когда разница в возрасте между учителем и учениками была очень небольшой. 

У меня никогда не было проблем со старшеклассниками, даже несмотря на то, что мои первые старшеклассники были 1998 года рождения, а я 1995-го. То есть, разницы практически нет, но они всегда обращались ко мне по имени-отчеству. Я никогда не слышал от них на улице «Эй, привет!». До панибратства никогда не доходило. 

Первый год Артём Владимирович работал просто учителем, а через год ему дали классное руководство. Сейчас он классный руководитель одного из седьмых классов. 

– Я очень благодарен, что это случилось через год. Иначе, я бы наверно в модель вместо скелета превратился! – смеется учитель. 

Вопрос «Кем быть?» для Артема Петрова решился сам собой. Не было мучительных метаний, куда идти учиться, как себя реализовать в жизни. 

– Тут две причины. Первая причина – это хороший пример. У меня бабушка — учитель биологии, дедушка — преподаватель в университете. Плюс в 15 школе у меня потрясающие классные руководители были — что в начальных классах, что в средних. В начальной школе была Нина Александровна Уразова, а в средней — Татьяна Михайловна Ошуркова.

А вторая причина – каждый человек должен приносить пользу.

— У нас в стране проблем выше крыши. Чтобы эти проблемы решать. нужно свой вклад вносить. Я подумал, что эта профессия мне подходит. И считаю, что свой вклад в решение проблем я вношу. 


По мнению Артёма Владимировича, биология учит разбираться в информации, сопоставлять факты и видеть связь. А еще — развивает критическое мышление. Критического мышления в современном мире крайне не хватает – говорит учитель. Самое важное для современного учителя – не стоять на месте. 

— Учитель должен постоянно совершенствоваться, находить что-то новое. Это крайне важно. То есть те контрольные работы, которые я давал в первый год работы, уже не использую, потому что создал новые. И на следующий год опять буду дополнять. 

– Есть вопросы от детей, которые ставят вас в тупик? 

– Поначалу были такие. Но чем чаще их задают, тем проще потом дать ответ. То есть, в первый год спрашивали — я говорил: «Давай поищу информацию, и тебе отвечу». Но сейчас каверзных вопросов для меня стало гораздо меньше. 

Находясь в кабинете биологии, невозможно не спросить, какие шутки со скелетом нынче в моде. Ведь у каждого бывшего ученика есть в памяти пара историй о том, как скелету шарфики завязывали или в челюсть что-нибудь вставляли. 

Но нынче всё оказалось гораздо проще! 

— Детям сейчас интересно с ним просто сфотографироваться, обняться. Это просто аншлаг! 


Фото Дмитрия Дегтяря