1177
0

Круче Египетских пирамид и Китайской стены

Театр «Вариант» близок к завершению сценической части проекта «Сказание о Земле уральской»


 

Как только слышишь фразу «Сказание о Земле уральской», возникает длинная и устойчивая цепь ассоциаций — Строгановы, Демидовы, "железные караваны" на Чусовой, пушки, ядра, самоцветы, Пугачев, Колчак, белочехи, Ганина яма и Бажов с Миминым-Сибиряком — и, казалось бы, ничего нового в историю Урала уже не впишешь. Но как бы не так. Театр «Вариант» замахнулся на создание дополненной и углубленной в тысячелетия версии истории уральской земли.


 

Вдохновителем ее создания стал художественный руководитель первоуральского театра «Вариант» Юрий Крылов, который поручил написание нового исторического мифа о развитии Урала своей однофамилице и коллеге по театральному цеху актрисе Татьяне Крыловой.

А все началось с появления федеральной программы, в рамках которой государство готово предоставить регионам субсидии для реализации проектов интересных туристам со всего света. И первый вопрос, который возник у Татьяны после получения столь ответственного поручения: а чем же может Первоуральск привлечь интерес мировой публики? Нет у нас рядом с городом артефактов уровня Египетских пирамид. Великой Китайской стены тоже нет. Даже чего-то похожего на цивилизацию майя и то нет. Такое ощущение, что до Демидова и Строганова у Первоуральска, да и у всего Урала, истории-то не было.

Татьяна Крылова, актриса театра "Вариант"

— Все, кто пишет о Строгановых и Демидовых, говорят о том, что здесь были непроходимые леса. В них прятались беглые крестьяне и каторжники, и больше ничего, — недоумевает Татьяна Крылова. — А я-то выросла в семье геологов. История, геология, археология, палеонтология — это науки, которые в моей семье вызывали очень горячие споры. Родители спорили, а мы с младшим братом их слушали. И когда Юрий Анатольевич сказал мне, что неплохо было бы, если бы в нашей местной истории нашлось что-нибудь такое, что могло бы привлечь мировое внимание мирового сообщества, то он посеял зерна в благодатную почву. 15 января 2017 года я в поисковой строке в Интернете набрала «самый древний артефакт Урала», и он мне выдал информацию про Шигирского идола. Его возраст 11 тысяч лет. Он старше Египетских пирамид. Вот и получается, это самая древняя деревянная фигура на планете. А это уже интересно.

 

Юрий Крылов, художественный руководитель театра "Вариант"

Татьяна утверждает, что тот день стал поворотным. Он перевернул ее жизнь на следующие 50 лет. Предстоящие полвека она проживет в страстном изучении истории, палеонтологии, краеведения и археологии. Но нас не интересует собственно наука, нас интересует литературная основа сценического проекта «Сказание о земле уральской». Поэтому просим Татьяну перейти к рассказу о литературном варианте изложения исторических фактов.

Шигирский идол

— Шигирский идол поставил ученый мир перед необходимостью переписать все существующие учебники истории, — продолжает накачивать нас информацией Татьяна. — Достали его в конце 19 века из Шигирского торфяника. Эта находка круче, чем Египетские пирамиды и Китайская стена, которым не больше 5 тысяч лет. Камню легко простоять тысячи лет, камень живет гораздо дольше. А у нас деревянная скульптура, которая в болоте пролежала 11 тысячелетий. И этот уникальный экспонат сейчас находится в краеведческом музее Екатеринбурга. Он испещрён рисунками. Существует версия, что артефакт принес к нам ледник. Но почему он на такой глубине — 4 метра — в торфянике? Нам как дилетантам рассуждать на эту тему трудно, но находка в Шигирском торфянике, согласитесь, дает нам основание говорить о том, что на Урале десятки тысяч лет назад жил народ. Я стала копать и сделала еще открытие — в Новгородской летописи 14 века упоминается Чусовая и народ Чудь. Он расселялся от Финского залива до Камчатки. И находок, принадлежащих этому народу, в разных местностях предостаточно. Хотя, ученые очень скептически относятся к версии существования Чуди. Но есть ведь книга 19 века по геологии, где говорится о Чудских копях. Это поверхностная разработка руды для выплавки металла. Значит металл на Урале начали плавить не 300 лет назад, а много раньше. Перепись населения 1924 года имеет в списке народностей России народ Чудь. Он исчислялся 20 000 человек. Ну и, наконец, под Нижним Тагилом найдены древние каменные городища, и их возраст совпадает с возрастом Шигирского идола. А главным признаком цивилизации принято считать наличие городов. Еще в основу цивилизации также кладут единую систему верований, язык и письменность. А Шигирский идол дает нам основание говорить о существовании в то время не только изобразительного искусства, но и письменности в ее начальном состоянии. Так называемая пиктография. И последним камушком в построении моей теории существования уральской цивилизации стал язык. Удалось найти книгу академика Николая Андреева. Он делит все языки планеты на три ветви: индоевропейские, уральские и алтайские. И у всех был один праязык. И вот налицо доказательства не просто присутствия на Среднем Урале народа, а цивилизации. И не просто цивилизации, а самой древнейшей земной цивилизации.

Ну а дальше перед Татьяной и ее соавтором Юрием Крыловым встала задача художественным языком, а точнее языком театра, рассказать массовому зрителю о том, что история Урала значительно древнее, богаче и интереснее, чем наше сегодняшнее представление о ней.

— А если говорить честно, то мы в широкой массе вообще ничего не знаем об Урале, — уверена Крылова.

Спектакль «Сказание о Земле уральской» уже близок к завершению. Но это не завершение проекта в целом. Сам проект гораздо шире сценической версии событий уральской истории, которую труппа в готова ближайшее время представить на суд зрителей. 

— Актеры в течение двух действий проходят путь от Шигирского идола до наших дней. Мне официально разрешили приоткрыть завесу тайны и выложить некоторые карты на стол, — закручивает интригу Татьяна Крылова. — Расскажу следующее: спектакль состоит из 4 частей по хронологии. 1-я часть — времена Шигирского идола (15 тыс. лет до н.э.). 2-я часть — эпоха Александра Невского и Хана Батыя. 3 часть — эпоха Петра I (18 век). 4-я часть — Екатерина II. Это художественно обработанная история. В соавторстве с Юрием Анатольевичем мы создали мифологему, основанную на исторических фактах. Этакая очередная «Повесть временных лет», посвященная Среднему Уралу. По нашей версии 12 тысяч лет назад Уральская цивилизация расползлась с Уральского хребта на восток и на запад. Чусовая присутствует в нашем повествовании как носитель информации особого уральского генофонда. Она помнит все эпохи развития Урала. И те, кого сюда переселяли в поздние времена, и те, кто сами шли на Урал со всего Евразийского континента, в генах своих несли и несут уральские корни. В 18 веке началось массовое возвращение на родину. Вот я вам сейчас рассказываю, вас двое — один верит, другой нет. Если есть аргументы против, спорьте, приходите в театральный клуб «Вешалка» и, давайте разговаривать. «Сказание о Земле уральской» — это проект, который приглашает к обсуждению и изучению истории Урала.


Фото Сергея Макарова