642
0

Не могла поверить, что мое имя назвали

Ученицы школы «Квентин» отличились на международной олимпиаде по ментальной арифметике  


Семилетняя Лиза стоит у экрана. На нем мелькают числа и действия: 3, +5, -2, -5, +7. Лиза шевелит пальцами и что-то проговаривает шепотом. Частота смены чисел — 0, 4 секунды. Экран останавливается, девочка говорит ответ — 8. Педагог вбивает его для проверки — решение верное.

Пока на экране мелькают цифры, у девочки в голове происходит очень сложный процесс:

— Я представляю соробан и передвигаю косточки, — говорит Лиза Путилова.

Елизавета Путилова

Соробан — это японские счеты. Устроены они так: в рамку встроены спицы с косточками, вдоль всех спиц идет разделительная ось, которую называют планкой. Она разделяет все спицы на две части — нижнюю, с четырьмя косточками, и верхнюю (с одной). У нижних,  «земных» косточек — значение по единице, у верхней, «небесной» — сразу пять единиц.

Ряды распределяются по разрядам — есть единицы, десятки, сотни и так далее. Как говорит педагог Светлана Попова — это тот же калькулятор, только выглядит по-другому.  

Когда Лиза считает, она шевелит пальцами — мысленно передвигает косточки на этих счетах. Потом получает ответ, переводит его в цифры. И все это за несколько секунд. В этом процессе задействованы оба полушария мозга — работает и логическое, и образное мышление. Поэтому те, кто не может считать в логической системе,могут освоить ментальную арифметику.

Для взрослых ментальная арифметика кажется сложной. Поэтому ребенок считает, а родители проверяют домашние задания школы по старинке — на калькуляторе.

Лиза подходит к доске и начинает рисовать на доске — то замок, то цветы. Она каждый раз стирает и придумывает новую картинку. Девочка победила в своей возрастной группе на международной олимпиаде по ментальной арифметике. Хотя занимается всего год.

— Я радовалась. А мама заплакала, она очень волновалась,  — говорит Лиза.

— Очень интересно получилось — год назад мама увидела сюжет по ТВ про другую нашу ученицу, победительницу международной олимпиады. Подумала — почему бы нет? И привела Лизу, которая тоже стала победительницей, — улыбается руководитель репетиторского центра и школы ментальной арифметики «Квентин» Светлана Попова.

Светлана Попова

Светлана рассказывает — сама Олимпиада требует очень сильной концентрации. В первой части детям за 7 минут дают решить примеры с помощью счетов — соробана, во второй — посчитать ментально. Лиза в общей сложности решила 131 пример — и оказалась среди лучших.

— Олимпиада — это испытание, которое требует сил и концентрации. Представьте, большой зал, где сидит больше сотни детей — это уже стрессовая ситуация.В этот раз когда один мальчик решал примеры, у него сломался стол. Взрослые подбежали, подхватили стол — а он продолжал считать. И вот до конца этого этапа ему стол держали. И он не бросил все, не растерялся — представляете, какая концентрация?

Так сама Олимпиада по ментальной арифметике длится всего 14 минут. После — еще 4 часа подводили итоги. До последнего никто не знал имена лидеров — все участники получали номер. Номера «расшифровывали» только перед самым оглашением результатов.

Победителям вручили кубки, где место написано не цифрами, а изображено картинкой — как на соробане. Здесь — планка и одна  косточка. Значит, Лиза первая.

У другой ученицы школы ментальной арифметики на кубке три косточки. Татьяна Коноплянко заняла третье место в своей категории. Но  результаты ребенка в школе ментальной арифметики сравнивают только с его же уровнем. 

Для Тани это уже четвертая олимпиада. И призовое место — большое достижение: 

— Я не могла поверить, что выиграю. Посчитала, потом слышу на награждении — мое имя называют. Я очень радовалась, — признается девочка.

Считая, Таня тоже представляет соробан. Только, говорит, дело не в картинке, а в пальцах — они уже привыкли, движутся быстрее, чем картинка появляется в мозгу. Иногда Таня так считает в школе — быстрее же выходит. Но на начальной ступени это запрещено: дети не освоили все тонкости ментальной арифметики, поэтому может возникнуть путаница.

Татьяна Коноплянко

Поэтому в самом начале обучения — а начинают его с 5-6 лет — ребенок считает сразу в двух системах. В школе ментальной арифметики как в обычной — уроки, домашние задания. Но занимаются небольшими группами или индивидуально — учиться ментальной арифметике сложно. На первых порах у ребенка может не получаться — и здесь педагогу надо работать с эмоциями: могут быть и слезы, и разочарование.

Но зато потом, говорит Светлана Попова, сила воли и упорство дают результаты.  

— Один раз мы ездили на олимпиаду по ментальной арифметике. Мой ученик, Рома Дурасов, проиграл и спрашивает: «Почему я не первый, что мы не так сделали?» Потому, говорю, что мы с тобой недостаточно старались. И через некоторое время он стал участвовать во всероссийском онлайн-турнире.  Его последний этап надо записывать на видео — чтобы судьи видели, что ребенок сам считает. И когда я смотрела это видео, я удивилась — он такую скорость набрал! Буквально за 0,3 секунды каждое действие просчитывал. В итоге он второе место занял. А потом признался, что решил подтянуть результаты после проигрыша — постараться как следует.


Фото Дмитрия Рудика