1152
0

Не прилетит к нам НЛО и не сделает жизнь краше в Первоуральске

О моторах стратегического развития города, почему интервью Игоря Кабеца оставило больше вопросов, чем ответов и до какой поры турмаршрут будет развиваться по принципу «Лебедь, рак и щука» — поговорили с Александром Мосуновым


Александр Мосунов, журналист

— Александр Иванович, я думаю, что вы в курсе, что у нас в городе сейчас есть замглавы администрации по стратегическому планированию и инвестициям. В конце января он дал СМИ интервью по поводу своей новой деятельности, но, честно говоря, разговор там получился ни о чем… Можете ли это как-то прокомментировать?

Ну, так как журналистов бывших не бывает, я, естественно, слежу за основными событиями в родном городе и анализирую полученную информацию. А потому не совсем согласен с вашей оценкой, что интервью, которое дал СМИ Игорь Кабец, пустое.


 

Новость по теме:

Игорь КАБЕЦ: главный по инвестициям


 

 

Да, обыватель мало что почерпнет из этого интервью, ведь простого горожанина интересуют простые вещи – строительство жилья и цены на него, благоустройство дворов, хорошие дороги и так далее. А ничего такого в речах Игоря Валерьевича нет.

— А что есть?

Давайте не будем рассматривать это интервью, как отдельную единицу, а сопоставим с тем, что прозвучало в СМИ 29 декабря 2017 года, когда глава администрации города Валерий Хорев представлял всем нам своего нового зама. Прежде всего, стоит обратить внимание на то, что Валерий Хорев и главный архитектор Константин Гартман незадолго до этого прошли обучение в инновационном центре «Сколково», где и получили информацию о том, что в скором времени президент В.В. Путин выступит с инициативой по повышению инвестиционной привлекательности регионов, в рамки которой как раз укладываются вопросы развития моногородов и диверсификации экономики, над чем и бились в местной администрации последние годы.

Также было заявлено, что реанимируется зачахнувшая было программа «Первоуральск-300», в которую также внесли пункты программы губернатора Евгения Куйвашева «Пятилетка развития».

Но… в своем январском интервью Игорь Кабец про эти программы даже не обмолвился. О чем это может говорить? О том, что он и администрация города будут ждать после речи Путина инициатив сверху, из Москвы, чтобы окончательно понять: нужны ли их прежние инициативы, а если нужны, то в каком объеме и на какие финансовые федеральные и региональные ресурсы может рассчитывать Первоуральск.

Вы хотите сказать, что инициатива на местах не приветствуется?

Напротив. Давайте рассмотрим в связи с чем вообще появилась эта должность зама главы администрации. Есть, как минимум, три возможных ответа, даже если принимать во внимание общефедеральный тренд на актуализацию данной темы в регионах и муниципалитетах.

Первое. До этого вопросами стратегического планирования и инвестициями занимались слабо, от случая к случаю.

Второе. Регионы и муниципалитеты впредь будут получать деньги, если у них, действительно, есть реальная, защищенная на всех этажах власти программа развития.

Третье. Денег нет, но вы держитесь. То есть перед регионами и муниципалитетами поставлена задача самостоятельного развития, без надежды на миллионные и миллиардные вливания из центра.

— Для нас какой ответ актуален?

Все три. И вот об этом и должен был говорить Игорь Кабец, если уж вступил на публичное поле.

Но я думаю, что не он пришел в пресс-службу администрации города и заявил, что хочет как-то красиво выступить перед народом. Скорее всего, это пресс-служба сформировала для него такое «красивое» интервью — про Новотрубный, про Путина и прочее. Ну и проадминистративные СМИ всегда готовы отработать финансовую поддержку. Поэтому, выражаясь словами незабываемого Виктора Степановича Черномырдина, хотели, как лучше, а получилось, как всегда…

— А что еще читается между строк первого интервью замглавы по стратегическому планированию и инвестициям?

Ну, например, то, что он пока не понимает, как привлечь к развитию города местный бизнес, по традиции кивает пока только на участие новотрубников. А это принципиальный вопрос.

Еще в 2015 году прежний глава администрации Алексей Дронов создал координационный совет по инвестиционной политике. Задачи прописали замечательные. И что? Ничего.

А был ли в администрации инвестиционный управляющий, пока не пришел Игорь Кабец? Был — в лице главного архитектора Константина Гартмана. И что? Тоже ничего. Кстати, он инвестиционным управляющим до сих пор числится на официальном сайте администрации города.

Так что многое можно прочитать между строк…

У нас СМИ вообще много могут начудить. Так что героям их публикаций надо быть осторожнее. Вот пишут — «главный по инвестициям», а мне тут же вспоминается «главный по тарелочкам». Так героиня Татьяны Догилевой в фильме «Блондинка за углом» представляла своим знакомым в ресторане героя Андрея Миронова — человека, который слушал космос с помощью радиотелескопа и ждал радиосигнала от разумных существ.

Ну, не прилетит к нам НЛО и не сделает жизнь краше в Первоуральске. И не получится сделать город процветающим, сколь бы ни были правильны слова президента… Самим надо работать. И главным хоть по инвестициям, хоть по дорогам, хоть по переселенцам из ветхого и аварийного жилья будет глава администрации. Это как минимум…

Кстати, мне тут на днях во время дискуссии в соцсетях один заезжий политтехнолог намекнул, что я просто ненавижу свой город, хотя и родился здесь. Он, видимо, себя любимого, местных чиновников и заводскую знать, которых оберегает от «наездов» недовольных граждан, олицетворяет с городом. И это, к сожалению, сегодня общероссийская тенденция: кто критикует власть имущих, тот враг страны. Но как бы кому ни хотелось, люди на генном уровне отличают мух от котлет.


 

 

На заре 90-х, когда первоуральские депутаты ощутили пользу от кооператоров, в виде дополнительных налоговых поступлений в городскую казну, они озвучили исполкому первое стратегическое направление — это выделение площадок для привлечения в город конкурентоспособных производств. Главным посылом было то, что мы можем сами повернуть свою жизнь к лучшему, без оглядки на центр и регион. Сегодня речь идет о том же, но все как-то тухло, без внутреннего порыва. Без полета. Вроде бы и субсидиями Первоуральск не обижают, а земля, выделенная под новые промплощадки, стоит невостребованная. В предпринимательской и властной среде большого энтузиазма не наблюдается. Все ждут какой-то манны небесной. Чем стратегия экономического планирования на территории города в начале 90-х отличается от сегодняшней? Какого мотора не хватает для реализации нынешней стратегии развития?

Я не очень люблю вспоминать начало 90-х. Но если уж коснулись этой темы, то скажу, что воспринимаю их, как неизбежность, как новый виток на спирали истории. Помните: революция, гражданская война и НЭП для наполнения рынка товарами и услугами. Так и здесь после развала СССР. Полки магазинов пусты. С них сметали все. А вместе с этим могли легко смести и новую власть во главе с Ельциным. Его позиции тогда были очень шаткими и зависимыми. Я это хорошо знаю, так как работал аккредитованным корреспондентом при съездах народных депутатов РСФСР и СССР и жил в гостинице «Россия», где и проходили круглые сутки разного рода внеплановые встречи и совещания. Так вот, народу тогда, как кость, бросили новый НЭП под названием «прокорми себя сам». Но главное заключалось в том, чтобы народные массы не мешали провернуть быструю приватизацию в ведущих отраслях российской экономики.

Так что нет смысла сравнивать те времена и нынешние, которые предлагают совершенно другие условия, совершенно другие экономические законы.

А вот о моторах стратегического развития территории стоит поговорить.

Их два – власть и народ. Что я имею ввиду? Если отбросить совсем уж смутные 90-е годы, то всякий новый глава с командой предлагал свою программу развития города, действуя, как правило, по принципу революционеров: разрушим, а затем… Сделать же удавалось процентов 10-15. Если власти задерживались, то начинали кроить и перекраивать свою программу, дополнять в угоду директив, спущенных сверху и т.д.

И все же получались именно мелкие точечные шаги на пути улучшения городской инфраструктуры. Я много езжу по стране и знаю, что на фоне не только заштатных городков, но и многих областных центров Первоуральск сегодня выглядит вполне достойно. Но этого мало. Инновационный культурный центр, новый фонтан, даже относительно приличные дороги и прочие атрибуты современного города – очень важны для живущих здесь людей, но они не сыграют роли в инвестиционной привлекательности территории.

Надеюсь, что Игорь Кабец не только засядет в кабинетах с коллегами разрабатывать стратегию развития города и формы и методы привлечения инвестиций, но и обратится к инициативе народных масс. То, что спущено сверху, не всегда выживает, в отличие от того, что произросло снизу, пошло от сложившейся практики.

Я не буду замахиваться на развитие предпринимательства, например, в строительстве, промышленности или торговле. Скажу о том, что мне наиболее близко – о культуре и туризме, так как в свое время был начальником Управления культуры и тоже выдвигал предложения, которые потом новые власти благоуспешно забыли. Так вот, еще 10 лет назад, основываясь на законодательстве, а не на своих хотелках, мы рассматривали вопросы отраслевого объединения объектов на правах автономии, чтобы снизить нагрузку на бюджет города. Намечали пути государственно-частного партнерства в отношении объектов соцкультбыта, привлечение спонсоров и попечителей, выход на региональные и федеральные гранты и т.д. Приведу лишь один пример.

Ведущие турагентства Екатеринбурга удивлялись: почему город ни как не задействует свое уникальное положение и свои уникальные объекты в единой целевой программе? Мы действовали и продолжаем действовать, как лебедь, рак и щука. Обелиск «Европа-Азия» сам по себе, Дом народной культуры так и остается «пнем на дороге», строгановский Билимбай тоже на обочине, как и парк на Чусовой… А ведь от евразийского обелиска до Слободы, как минимум, можно разработать единый маршрут с живым культурным общением — с ансамблем «Воля» и энтузиастами строгановского музея и одноименного фонда. Этого ничего нет ни в Екатеринбурге, ни в радиусе 200 километров от него. Например, восстановленная усадьба народного дома и специальная программа народных традиций привлекли бы сюда ежегодно тысячи туристов, да тех же молодоженов с их эскортами… И это все мы обговаривали с ведущими турагентствами Екатеринбурга. Оставалось только создать юрлицо — центр для этого, например, в виде АНО.

То же самое предлагалось и в отношении учреждений культуры. Детали займут много места. Но главное – привлечение к их работе местного и не только местного бизнес-сообщества, привлечение внебюджетных ресурсов на восстановление и развитие социальных и культурных объектов, снижение нагрузки на бюджет города, развитие инициативы самих работников всех этих учреждений, многие из которых в нынешних условиях лишь имитируют деятельность, отрабатывая скромную муниципальную зарплату.

Первоуральск сегодня позиционируют как моногород. На заре двухтысячных мы были городом-донором, а сейчас мы территория, которая по определению не может обеспечить трудовую занятость населения. В то же время, вместо нового высокотехнологичного производства на бывшей промплощадке ПНТЗ возникает ИКЦ. Вроде бы инвестиция в будущее, но как это вытащит нас из депрессивного состояния, которое характерно для моногородов? Куда будем девать кадры, которые кует ИКЦ? Или мы уже мыслим себя, как часть «Большого Екатеринбурга»? Все высокообразованное активное население будет работать там? Тогда откуда к нам потекут деньги?

Мое глубокое убеждение, что моногородом власти, сформированные в основном из представителей ПНТЗ, назвали Первоуральск исключительно для попадания в федеральную программу, которая гарантирует приток финансов. Если так, то это неплохо. Для города любые деньги хороши.

В реальности же Первоуральск не моногород. К тому же ПНТЗ с годами «ужимается», что вполне естественно на фоне развития новых высокотехнологичных производств. Если раньше в «литейку» принимали 1000 человек (ведь надо же было лопатами кому-то шихту кидать), то сейчас 100 человек в чистых костюмах на кнопки нажимают.

Власть города должна создавать условия для развития бизнеса по производству товаров народного потребления и различных видов услуг.

Буквально только вчера порадовался за ПНТЗ в том ключе, что на Сочинском экономическом форуме Министр образования и науки РФ Ольга Васильева, губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев, председатель Совета директоров ПАО «ЧТПЗ» Андрей Комаров и генеральный директор Агентства стратегических инициатив Светлана Чупшева подписали соглашение о взаимодействии в сфере управления профессиональными образовательными организациями. Что сказать, молодец Комаров: не просто завел на завод металлургический техникум для подготовки грамотных специалистов, но и сделал из этого одну из базовых экспериментальных площадок в федеральном проекте.

В этом же ключе действуют на «Трубпроме». Директора и акционеры других предприятий должны на это ориентироваться.

Что касается «Большого Екатеринбурга», мы никуда не уйдем от этого. Рост городов-миллионников — это даже не российский тренд, а мировой. Нравится это кому-то или нет.

Первоуральску надо в плане экономики и стратегического развития это учитывать.


 

Вторую стратегию в 90-е, озвучила творческая интеллигенция — это сохранение самобытности Первоуральска. Например, архитекторы заявили о необходимости сохранения улиц Ватутина и Герцена. Особенно Герцена, где соседствуют разные принципы градостроительных подходов. Улица с прогулочными нишами, со сквером, в котором размещён небольшой фонтан, с дворами-парками. Тогда функциональные элементы пешеходной улицы еще были в наличии и люди ими пользовались. Сегодня снова поднимается тот же вопрос о создании пешеходной зоны на той же Герцена. Но, у Герцена уже новый функционал. Там формируется торгово-деловая среда, которая не совместима с велодорожками и отсутствием автомобильного движения. Кроме того, куда из прогулочной зоны денешь магазин «Красное и белое» и пивнушку? Т.е. в 90-е стратегия планирования отталкивалась от функционала территории, а сегодня, получается, по принципу — посмотрите, как мы здорово придумали?

Действительно, самобытность – это один из важнейших факторов инвестиционной привлекательности, что непременно должно быть учтено при разработке любых стратегий развития места. И те объекты, о которых я уже говорил, именно из разряда самобытности Первоуральска.

И с улицей Герцена ничего не возможного нет, что бы там сегодня ни находилось. При желании город и бизнес всегда могут договориться.

Есть проект пешеходной зоны? Предложите его городу, чтобы люди обсудили. Не надо бояться людей, они не враги власти, а уж тем более своему городу. Власти могут поменяться, а нам здесь жить и жить, нашим детям и внукам. Этому еще и экология должна способствовать, которая также является важным фактором инвестиционной составляющей, если Первоуральск стратегически хочет развиваться, как город, а не промплощадка с захоронениями атомного производства, отходов химии и металлургии.


 

 

— Вернемся к интервью Игоря Кабеца. Как новому заму главы избежать кабинетного окукливания и отрыва от местных реалий, о чем вы говорили выше?

В интервью Кабеца есть фраза о том, что надо создать городское Агентство стратегического планирования и инвестиций. Если такое агентство будет создано, тогда вопросы стратегического и проектного планирования, бюджетного и вне бюджетного финансирования пойдут быстрее и с учетом местных реалий.

— Агентство сразу предполагает новые бюджетные расходы. Это люди, которые должны за работу получать деньги.

В отличие от муниципальной и государственной структуры затраты на агентство окупятся за счет привлечения вне бюджетных средств.

— А в таком случае нужна ли депутатская вертикаль, которую усердно выстраивали последнее время для лоббирования интересов территории?

Это абсолютно разные вещи. Во-первых, городское Агентство по стратегическому планированию, хоть, и городское, но автономное. С одной стороны, есть контроль и согласование с муниципалитетом, с другой стороны, есть ежедневная работа с частным сектором, с привлечением свободных денег предпринимателей. Чего властные структуры себе позволить не могут. Поэтому, это абсолютно разные вещи.


 

Новость по теме:

Малому бизнесу нужно платежеспособное население

 

О технопарках, микрозаймах и почему сложно «поженить» крупный и малый бизнес — интервью Марии Кульбицкой


 

Агентство и Кабец могут смогут решать не только инфраструктурные вопросы. На территории надо создавать условия для работы малого и среднего бизнеса во всех областях. В сельском хозяйстве или в пошивочном и обувном производствах. Здесь будет опора на инициативу снизу. С одной стороны, агентство должно помочь бизнесу на старте. Но есть и вторая сторона вопроса. Старт-аперы обычно не изучают рынок сбыта.

Агентство должно любому бизнесу подготовить рыночную площадку. Т.е. дать картинку насыщения рынка продукцией, которую собирается выпускать предприниматель. Предложить разнообразие форм деятельности, и дать возможность выбрать старт-аперу нишу, где ему будет лучше всего. Во что выгоднее всего инвестировать стартовый капитал. Т.е. сделать максимум для увеличения занятости населения и расширения налоговой базы территории. Другого пути развития нет. Чем ждать манны небесной от федеральной власти, лучше развивать налогооблагаемую базу здесь.   

На всех уровнях бизнес-тусовок звучит, что население неплатёжеспособно. Это создает мертвое поле для деятельности малого и среднего бизнеса. Нет у людей свободных денег, которые они могут потратить на удовлетворение потребностей не первой необходимости. Как в этой ситуации убеждать людей делать инвестиции в тот или иной бизнес?

Да, малый и средний бизнес ориентированы прежде всего на потребности населения. Нет денег, нет потребностей — это тренд последних лет. Но есть уже информация по итогам 2017 года. Народ пошел покупать. Люди начали тратить деньги. Откуда что взялось, не знаю, но народ тратит. Три последних года он только собирал деньги по принципу «Последний рубль не отдам». Но произошел перелом. Конечно, это статистика. Тем не менее, будем надеяться, что появление нового тренда — не ошибка, а значит у малого и среднего бизнеса появится перспектива развития.   

  


Фото Юрия Чернова