1178
0

Подарок с уральским характером

В ИКЦ в ближайшее время появится новый исторический экспонат


Уральский патриотизм имеет особые свойства. Создавался Урал по указу Петра I беглым и мастеровым людом со всей России. Проект был утопический, учитывая удаленность Урала от политического центра и отсутствие коммуникаций. Но дикий край осваивали особые люди — способные самостоятельно ориентироваться в быстро меняющихся обстоятельствах. От замысла до его воплощения они находили самый короткий путь. И петровский проект дал результат к концу царствования первого российского императора. В те времена индустриализация России носила «островной» характер. И Урал стал одним из таких «островов» развития российской металлургической промышленности.

В Первоуральско-ревдинском узле к середине 19 века сложилась группа технически хорошо оснащенных заводов. В энергетическом хозяйстве таких предприятий преобладали водяные двигатели. В первозданном виде они, к сожалению, не сохранились. Но первоуральские инженеры решили заполнить образовавшийся исторический пробел. С помощью современных технологий они воссоздали работающую модель механизма, использующего силу воды.

Радион Гимашев (слева)

— Это макет водобойного колеса в масштабе 1:20, — объясняет нам Радион Гимашев. — Такие колеса 200-300 лет назад стояли и на европейских, и на уральских заводах. В том числе, и на Васильево-Шайтанском, который был как раз на том месте, где сейчас расположился ИКЦ. Других механизмов тогда просто не было. Водобойные колеса применяли на всех железоделательных заводах. Как это работало? Запруживали реку. От плотины вода текла по деревянному лотку, который делался из лиственницы, падала на водобойное колесо и приводила его в движение. Вращение водобойного колеса с помощью шестерен передавалось на вал молота. Под молотом стояла наковальня, на которой шла обработка металла ковкой. Такие же колеса использовались на пильных фабриках, где вертикальными пилами выпиливали доски.

Алексей Елисеев, предприниматель

Чертежи древнего механизма сделал руководитель ООО «УралГидро» Алексей Елисеев. Эти чертежи загрузили в компьютер, обработали при помощи специальной программы, создали объемную проекцию и затем вывели на 3D-принтер. В Первоуральске такие макеты, насколько нам известно, пока еще никто не делал.

— Вся конструкция сделана из отдельных деталей, которые затем склеивались. Само колесо состоит из 3-х элементов. Наш принтер сумел сделать окружность с лопастями цельной. Она получилась как солнышко. А к ней мы уже крепили остальные детальки. Сейчас осталось только наковальню покрасить. Здесь использованы специальная краска для пластика и клей. Работа довольно затратная и по времени, и по материалам. В целом весь процесс занял около 4-х месяцев.  Но ради подарка городу можно пойти на некоторые жертвы. Презентов в такой форме общественной организации в нашем городе пока точно никто не делал. Мы здесь первопроходцы.

Радион Гимашев считает, что их работа — это дань исторической памяти. Это возможность наглядно показать технические возможности предприятий Демидовской и Строгановской династий.

— Это не бумажный макет или маркшейдерские чертежи. Мы воссоздали реальную, работающую модель механизма, использующего силу воды. Для того, чтобы первоуральцы, интересующиеся ходом промышленной революции в нашем крае, увидели все в реалии. Были разные виды водобойных колес — верхнебойное, среднебойное и нижнебойное. На Васильево-Шайтанском заводе применяли именно верхнебойное колесо. Высота нашей плотины позволяла это сделать.

Музей горнозаводского Урала в ИКЦ

В ИКЦ есть Музей горнозаводского Урала. Там собрана экспозиция, посвященная развитию металлургической промышленности на Среднем Урале. ИКЦ готов принять дар от предпринимателей. Место под новый экспонат уже выделили, заказали специальную подставку. Но с датой передачи подарка пока не определились. Когда все будет окончательно доделано, тогда и с датой определятся.

— Кстати, такие колеса сослужили добрую службу и в 20 веке, — вспоминает в финале нашего общения Радион. — Еще в конце 19 века билимбаевские заводчики за границей закупили динамо-машины Жерара. Т.е. все механизмы, приводившие в движение молот, убрали и вместо них поставили генераторы. Они продолжали работать и после революции 1917 года. Электричество, в основном, питало завод. В Билимбае были запитаны дополнительно только строгановский театр, больница и церковь. Но в соответствии с планом ГОЭЛРО от таких источников электроэнергии отказались. Стали строить ТЭЦ. А альтернативную энергетику уничтожили. Подстанция, от которой пошло распределение электроэнергии на весь поселок, появилась лишь в 50-х годах прошлого века. В те времена в первую очередь электричеством обеспечивали заводы, а в населенные пункты оно подавалось по остаточному принципу. Кстати, такой же генератор Жерара использовался и на Васильево-Шайтанском заводе.  

   

Урал — это не только концентрация природных ресурсов, но и объектов культурного наследия общероссийского уровня. К ним, например, относится комплекс зданий горнозаводского поселения в Билимбае. На территории Первоуральска таких архитектурных памятников, к сожалению, почти не осталось. Зато у нас остались представители особого уральского этноса, сохранившие творческий подход к действительности, которым обладали еще их пра-пра-прадеды. Это граждане Урала, которые в быстро меняющихся общественных условиях, не позволяют отменить историческую память о великих достижениях наших предков и дают нам возможность познавать себя. 


Фото Сергея Макарова