845
0

Проще сидеть, курить и делать вид, какой ты несчастный

По следам неудачной защиты Концепции стратегического развития Первоуральска


Представители профильных министерств (промышленности и агропромышленного комплекса) негативно оценили Концепцию стратегического развития Первоуральска. Областные чиновники отметили несогласованность предложений муниципалитета как с представителями бизнеса, так и с органами отраслевого управления. Концепцию отправили на доработку. Защищал проект врио главы городского округа Игорь Кабец.

Для многих наблюдателей такой зигзаг стал полной неожиданностью. Концепция представляет из себя документ в основу которого легла уже одобренная губернатором области программа «Первоуральск-300». Все озадачились: что могло пойти не так? С этим же вопросом мы обратились к людям, чье мнение имеет вес в публичном пространстве города. Руководствуясь тем, что вице-губернатор Александр Высокинский напрямую потребовал, чтобы к работе над концепцией подключились представители реального сектора и независимых СМИ.

Наш четвертый спикер — предприниматель Константин Дрыгин.

Константин Дрыгин, предприниматель

— Константин Дмитриевич, как вы оценили информацию о том, что программа перспективного развития Первоуральска требует доработки?

— Критика программных документов не всегда объективна и не всегда имеет прямое отношение к тем тезисам, которые изложены в программе. Существует уйма политических течений вокруг этой программы. И мы о них с вами ничего не знаем. Но любое привлечение денег в муниципалитет приветствуется и влечет за собой экономическую активность. Это в любом случае хорошо.

— Но эта экономическая активность базируется на освоении бюджетных денег. Но дальше-то, наверное, должны просматриваться бизнес-инвестиции?

— Для того, чтобы деньги потекли в муниципалитет, надо создать благоприятную среду. Тогда придут и бизнес, и налоги. Хотя налоговая система требует корректировки, но это вопрос не сегодняшнего дня. И не для этой беседы. Но в первую очередь должен прийти бизнес, а за ним деньги и комфорт. Но для бизнеса надо создать естественную среду обитания. А все эти кластеры и технопарки не получаются. Как и все, во что своими руками вмешивается государство в лице регионального правительства или муниципалитета. У них  есть фронт работ — ЖКХ, медицина, образование и т.д., вот ими пусть и занимаются.

— Область Игорю Кабцу напрямую указала, что необходимо проработать представленную экспертному совету программу вместе с бизнес-сообществом. По этому поводу наблюдатели выразили скепсис, сказав, а как вообще разговаривать бизнесу с властью. Она ничего ему не может предложить.

— А что она может предложить? Ничего. Речь не должна идти о техническом выделении земли под технопарки в рамках госполитики. У бизнеса должны быть причины, по которым он сюда пойдет. Для Первоуральска больная тема — это въезд и выезд из города. Узкие места — Талицкий мост и плотина. Кроме того, нет возможности развивать Динас. Там есть земельныеучастки, подходящие для бизнеса и для ИЖС, и там напрашиваются второй въезд в город и выезд на Пермскую трассу. Сделайте к этому запланированный генпланом проезд на Динас по проспекту Ильича. Это очень важная тема.Решите здесь вопрос с инфраструктурой. Жизнь станет комфортнее. Район оживет. К нему появится интерес у покупателей жилья и у предпринимателей. А пока комфорт связан только с фонтаном, набережной и парком. Это тоже важно, чтобы люди отсюда не уезжали. Но для этого надо создать условия, чтобы они еще и зарабатывали здесь.Но вернемся к Динасу, построили там детский сад. Перед ним нет парковки. А люди возят туда детей из центральной части города. Есть красивая набережная, но она не лечит ежедневный геморрой родителей, которым возле садика на Динасе негде оставить машину, пока они передают ребенка воспитателям. Комфорта здесь нет.

— А может быть уже назрела перестройка во взаимоотношениях муниципалитета и бизнеса?

— Возможно. При этом надо отойти от возможного негативного сценария развития событий: предприниматель  находит удобный земельный участок, приобретает его, создает проект некоего объекта, согласовывает с Управлением архитектуры. Но на стадии окончательного утверждения глава муниципалитета находит, по его мнению, вескую причину, чтобы все завернуть и отправить на доработку. Но человек уже потратил время на согласование со структурным подразделением администрации, потратил деньги на проект, а его запускают по новому кругу. Какая следует реакция? Бизнесмен не знает, к чему глава может придраться в следующий раз, и идет с этим проектом в соседний муниципалитет, где все быстро согласовывает, и его дело начинает там жить и процветать. Создаются новые рабочие места. Строится и развивается современная производственная инфраструктура. Надеюсь, этот сценарий — сценарий ухода ресурсов в другие города — не для Первоуральска.

— А у власти, вообще, есть заинтересованность работать с бизнесом?

— Они не видят прямой зависимости бюджетных поступлений от присутствия на территории бизнеса. Эти поступления очень опосредованные. В муниципальный бюджет попадает 25% от НДФЛ. А еще и екатеринбургский бизнес без большого желания регистрирует обособленные подразделения в нашем городе. И такой бизнес не интересен власти. Да и контролировать такую ситуацию сложно. Но если бы не только четверть НДФЛ, но и часть прибыли шла в местный бюджет, тогда чиновники бы горели желанием сотрудничать с бизнесом. Но это издержки налоговой системы. С ней ничего не сделать. Четверть бюджета формируется из своих средств, а остальное субсидии. Проще региону и муниципалам сидеть, курить и делать вид, что ты несчастный. Пишем бумаги и просим деньги. Но и здесь абсурда хватает. Сверху говорят, есть деньги, делайте под них проект и проходите экспертизу. Муниципалитет тратится на эти процедуры. Но потом говорят, что мы вам денег не дадим. А деньги отдают муниципалитету, у которого вообще нет никакого проекта. И создавать какие-то глубоко продуманные документы стимула нет. Ситуация очень неоднозначная. Если подытожить, то у администрации должен быть свой финансовый интерес в привлечении бизнеса на территорию, тогда программа развития будет ориентирована на это. Если для этого создаются проекты с участием бюджетов вышестоящих уровней, то их запуск в работу не должен зависеть от политических интриг в высоких сферах. Определяются конкретные этапы реализации, по которым бизнес определяет перспективу своего присутствия на территории. Придут предприниматели, им потребуется рабочая сила. Начнется конкуренция на рынке труда, рост зарплат. Люди сюда потекут. Новое качество жизни начнется.