2242
0

Вы что, нас мошенниками считаете?

Первоуральская турфирма «Абсолют тур» брала у клиентов деньги, но путевки не бронировала. Без отдыха и денег остались девять семей 


В почти безнадежной ситуации оказались клиенты компании «Абсолют тур», которой руководит Антонина Логинова. Люди уверены, что стали жертвами мошенничества. Они решили рассказать свои истории, чтобы другие первоуральцы не покупали туры в этой компании. Сейчас собирают инициативную группу — ищут других пострадавших. Сама Антонина Логинова общается с бывшими клиентами и уверяет, что всем деньги выплатит. Но когда — не говорит. 

Жалобы в полицию не помогают. Там отказываются возбуждать уголовные дела — в действиях директора турфирмы не находят умысла и состава преступления. 

 

Люди, которые оплатили отдых, но не получили его

В редакции быстро закончились места — люди пришли,  чтобы рассказать свои истории. Все они — бывшие клиенты турагентства «Абсолют тур». Хотят, чтобы там путевки больше никто не покупал. Только за сутки удалось найти 9 семей — тех, у кого взяли деньги, но турпутевку так и не предоставили. Сейчас люди хотят резонанса — чтобы нашлись и другие пострадавшие, что позволит общими усилиями наконец-то добиться возбуждения уголовного дела. 

Путевки приобретали у директора Антонины Логиновой или у менеджера Елены Вдовиной. Обычно клиенты их хорошо знали — либо уже покупали у них туры, либо следовали рекомендации друзей или родственников. 


 

История первая. Марина Шилоносова 

Марина работает медсестрой — она копила на отпуск больше года. В соцсетях по подсказке сестры нашла менеджера турфирмы «Абсолют тур» — Елену Вдовину. У нее в мае забронировала тур на двоих в Турцию на сентябрь. Отдала 90 000 рублей. Выплатила сразу половину суммы, еще половину — в августе. 

Марина Шилоносова в центре

За три дня до вылета, когда Марина приехала получать билеты в офис компании, ей сказали — тур отменен из-за «перенаселенности отеля». 

— Директор, Антонина Логинова, сказала, что мы можем перенести вылет и взять другой тур. Но у меня все было жестко рассчитано по времени, и мы написали претензию на возврат денег — Логинова спокойно ее подписала. Деньги она должна была вернуть в течение 5-ти рабочих дней. Через 10 дней она вернула мне 10 000 рублей. 11 октября я написала заявление в полицию. 21 октября мне было отказано в возбуждении уголовного дела — нет состава преступления. В полиции мне рекомендовали обратиться в суд с гражданским иском. 

27 сентября Марина подписалась в Инстаграм на аккаунт отеля, в который должна была полететь, и спросила про бронь на ее фамилии. Из отеля прислали официальный ответ, что никто не бронировал места для супругов Шилоносовых. 

— И они (в турфирме — ред.) нам в глаза смотрят и говорят: «Вы что, нас мошенниками считаете? Как так?», — добавляет муж Марины. 


 История вторая. Маргарита Лаврова 

Маргарита должна была улететь во Вьетнам на прошлой неделе — 3 ноября. Потратила на путевку накопления — 140 000 тысяч. И еще взяла взаймы — чтобы что-то тратить во Вьетнаме. 

Маргарита говорит, что ни разу в жизни в отпуске по турпутевке не была. Тур купить решила случайно, после того, как приобрела кровать в салоне, где менеджером работает мать Антонины Логиновой. Та намекнула, что у дочки есть турагенство — и она все сделает, что называется, в лучшем виде. Кровать везли долго, и Маргарита стала сомневаться — может, и с туром все будет так же сложно. Но менеджер ее успокоила. 

2 ноября выяснилось, что Маргарита никуда не летит — ни ваучеров, ни билетов на самолет ей так и не выдали. 

— Мне сказали,что в связи с погодными условиями и недобором рейса тур отменен. И нам предложили тур на 26 000 дешевле, но 9 ноября. Мы согласились. А потом решили вернуть деньги, написали претензию. 

Маргарите вернули 15 000. Женщина написала заявление в полицию. Проверка по ее делу еще ведется. 


 

 

История третья. Ирина Чуракова 

Ирина знакома с Еленой Вдовиной много лет — с тех пор, когда та работала еще в другом турагентстве. Пользовалась услугами, была довольна. На октябрь Ирина забронировала тур в Тунис на четверых и очень удивилась, когда пришла к менеджеру в другое место — в офис «Абсолют тур». Там познакомилась с Антониной Логиновой, заключила договор с ООО «Комфорт». Стоил тур почти 180 000 рублей. Часть суммы перевела Елене, часть отдала Антонине. 

Ирина Чуракова — слева 

Вечером, накануне отлета, клиентка узнала, что никуда не летит. 

— Антонина сказала, что туроператор «Санмар» не проплатил отель. Но она разберется. И еще два дня я ей почему-то верила — и даже заплатила 7 000 рублей, чтобы перебронировать тур на Вьетнам. Когда мозг пришел в себя, я стала общаться со знакомыми в сфере туризма, те сказали, что такого не могло быть. Я написала претензию, Логинова должна была вернуть деньги в течение двух дней. 

 Я пошла к адвокату — и она сказала, что у нее уже есть подобное обращение. Потом — в полицию. После этого она отдала мне 40 000 рублей. Пока ответа из полиции не получила, мое дело еще рассматривается. 


 

 

История четвертая. Мария Мохова 

Мария знала владелицу турагентства — и раньше покупала путевки в рассрочку. В июле этого года покупала путевку на шестерых — в Турцию. Турагентству «Абсолют-тур» отдала 190 000 рублей. И за три дня до вылета узнала, что с бронированием тура проблемы. 

Мария Мохова — справа 

— Она мне ответила — произошел сбой в проведении моего второго платежа, и туроператор аннулировал тур. И она пообещала меня за ее счет отправить в другое место. И вот я провела день в офисе — до вечера. Она кормила меня «завтраками». Я написала претензию, она ее подписала и обещала вернуть всю сумму до начала сентября. Она выплатила 6 000 рублей — сказала, это все, что есть.


 

История пятая. Александр Пряничников 

Отец четверых детей еще в 2018 году купил для семьи путевку в Турцию. Оформил рассрочку, отдал 137 000 рублей. 6 октября должен был получить билеты. Но четыре дня слушал отговорки, и поэтому 10 октября написал заявление в полицию. Там вынесли отказной материал в возбуждении уголовного дела: у женщины не было умысла, отсутствует состав преступления. Мужчина написал заявление в прокуратуру — там тоже ответили отказом. 

 

Александр Пряничников

— Я обратился в суд. И мое дело провели как дело о защите прав потребителей. В суде озвучивали, что есть еще процессы по ее турфирме. Я суд выиграл, мне присудили 400 000 рублей. Она мне возвращала копейки — по 500, по 1000 рублей в месяц. В итоге с февраля 2019 года получилось порядка 20 000 рублей. 


При этом люди добавляют — какое-то время турагентство «Абсолют тур» работало нормально. И даже в этом году были клиенты, которым удалось без последствий купить путевки и улететь за границу.

— Мы с Антониной летали много лет. И в Испанию, и в Париж, все было хорошо! Я знаю ее семью знаю, наверное, лет 20. Муж вырос с моим мужем в одной деревне. У меня и мысли не возникало, что я могу попасть в такую ситуацию, — добавляет Светлана Кузнецова. 

Светлана Кузнецова — слева 

В августе прошлого года Кузнецова отдала 120 тысяч за новогоднюю путевку во Вьетнам для сына и снохи. Забронировала и оплатила еще в августе. В итоге 2 января пара так и осталась в Первоуральске. Пришлось покупать туры в другой компании. За год Светлана получила назад только 5 000 рублей. Она единственная из инициативной группы не писала заявления в полицию. 

Семья Чернавиных осталась без путевки в Грецию. Дочь-студентка все лето и весну работала, чтобы порадовать маму и заработать на путевку. Мама с дочерью должны были улететь 22 августа, но 21-ого в офисе познакомились с другими недовольными клиентами «Абсолют тур».

— Нам сказали, что счета заблокированы. 2 сентября мне выплатили 2 100 рублей. Мы подали гражданский иск в суд — и нам присудили 95 000 рублей. 

В итоге 8 клиентов «Абсолют тур» подали заявление в полицию, 6 получили отказные материалы в возбуждении уголовного дела. Общая сумма ущерба, по предварительным подсчетам инициативной группы, более миллиона рублей. 


 

 

Я ничего не буду объяснять, пишите претензию

Люди решают поехать в офис турагентства и поговорить с хозяйкой на месте. 

Мебельный салон «Дом уюта», который принадлежит той же бизнесвумен, что и турагентство, почти пуст — рабочие вывозят мебель. Самой Антонины нет. Есть ее мама, сотрудница мебельного салона  — женщина почти не показывает беспокойства, но и не говорит ничего толком. Параллельно другая сотрудница мебельного салона закатывает истерику — бегает и кричит, что она никакого отношения к турфирме не имеет, укутывая голову в капюшон толстовки. 

Через несколько минут появляется Антонина Логинова. Заходить в зал, где собрались недовольные клиенты, не хочет, стоит у «черного входа». Требует прекратить съемку, а претензию написать в письменном виде. 

— Давайте начнем с того, если вы хотите получить информацию — пишите претензию в письменном виде. Я дам информацию только туристам. 

— Давайте — там целая толпа. 

— Антонина, скажи им, кто я, я не при чем, — продолжает бегать вокруг сотрудница мебельного салона.

 

Антонина Логинова

Антонина Логинова проходит в зал.

Вопросы посыпались в ту же секунду: 

— Где мои деньги? 

— Вы мне отдали часть суммы, где остальные? 

— А наши? 

— Вы воровка, мошенница! 

— Вы ошибаетесь. Я всем все объясню. СМИ я не могу дать информацию — отчасти это коммерческая тайна. А тем, кто хочет получить объяснения — пишите претензию, — выражение лица и тон голоса не меняются. Директор турфирмы спокойна. Повторяет одно и то же — деньги вернет, информацию предоставит. 

— Вам не стыдно отца четверых детей, Александра Пряничникова, обманывать? Он суд выиграл, отсудил у вас 400 000 тысяч. Вы платите ему тысячи в месяц. 

— У вас неверные данные. Я ему все выплатила. 

— Не все. 

— Все, вы у него спросите. Вы можете к нему обратиться — и он вам скажет, что я с ним полностью рассчиталась. 

В итоге ничего добиться не удается. Антонина Логинова твердит одни и те же фразы про письменные претензии, про объяснения и возврат денег с тем же непроницаемым выражением лица. При этом он объясняет, что закрывает турфирму и мебельный салон.  

— Я все верну.  

— Как? Вы закрываете свой бизнес. 

— Я устроилась на работу. 

Куда, на какую должность и зарплату — Антонина Логинова не пояснила.  

Бывший менеджер «Абсолют тура» Елена Вдовина по телефону ответила, что больше в туристическом бизнесе не работает.  


 

Найти деньги и доказать, что их присвоили 

Сергей Исаев, член первоуральского отделения «Ассоциации юристов России» поясняет, что здесь без консультации с юристом не обошлось. Не зря владелец турагентства принимает претензии, обязательства признает и выплачивает часть сумм бывшим клиентам. 

Дело в том, что владелец турагентства ведет предпринимательскую деятельность, и, согласно закону, делает это на свой страх и риск. Если случаи единичные (3-5), то бизнесмен может списать это на риски — контрагент подвел, в стране случилась экстренная ситуация и пр. Так ситуацию можно объяснить полиции. 

Судя по уголовной практике, если дел много и способ действий одинаковый — это мошенничество. Пленум Верховного суда так объясняет мошенничество: человек берет деньги, заведомо зная, что никогда их не отдаст. Это пока я поверхностно рассуждаю — нужно смотреть материалы, общаться с людьми. Для возбуждения уголовного дела нужно доказать, что владелец турагентства присваивала деньги — не передавала их туроператорам, не бронировала авиабилеты и отели. 

Пострадавшим юрист рекомендует следующие действия: 

  1. Собрать справки от туроператоров и отелей о том, что по данным туристов на определенные даты не было бронирования.
  2. Подать коллективную жалобу (желательно с этими справками) в прокуратуру. Либо написать разные жалобы — но подавать их одновременно, с разницей в день-два. 
  3. Подать гражданские иски в суд (чтобы клиентов признали потерпевшими от действий туроператора, определили для них размер компенсации)

Напомним, что в Первоуральске уже была похожая история. Тогда, два года назад, в редакцию обратились клиенты турфирмы «Сан дали». Директор фирмы Ирина Матвеева собирала деньги с клиентов, а в туры не отправляла. По данному факту полиция возбудила уголовное дело. Дело дошло до суда. Матвеевой дали 2,5 года лишения свободы и присудили компенсацию нанесенного людям ущерба. 


 

Фото Дмитрия Дегтяря