556
0

Здание объемом в несколько эпох

«Вариант» раскрывает секреты театрального подвала


 

 

Новая постановка «Варианта» — спектакль «Точка счастья» — показывается зрителю в подвале. Автор пьесы Олег Михайлов охарактеризовал это помещение как «очень страшное». Он основывает свои ощущения на информации о том, что через театральный подвал в 30-е годы прошлого столетия водили обвиняемых на показательные судебные процессы.

Юрий Крылов, художественный руководитель театра "Вариант"

Но история театрального здания не ограничивается только функционированием в нем пролетарских судов. Художественный руководитель «Варианта» Юрий Крылов по крупицам собирает сведения о том, в какие времена и как использовался бывший клуб Ленина.

— После окончания Гражданской войны, во второй половине 20-х годов возникла необходимость создания новой городской инфраструктуры. И вот на Хромпике возник первый социалистический парк. Выглядел он совершенно иначе, не так как сейчас. Сохранились только некоторые зарисовки. Точных сведений в местном архиве нет. В интерьере территории использовалось много литья — всевозможные чугунные заборчики и ограждения. Сейчас парк выглядит довольно бесформенно. А когда-то он был разбит на зоны. Была зона для летних выступлений. Фонтан со скамеечками. Деревья и кустарники были высажены в строгих геометрических формах.  Каждый элемент благоустройства утверждался в Москве.

 

Но мы встретились не для того, чтобы обсуждать особенности в подходах организации парков в первой четверти 20-го века. Хотелось бы побольше узнать о самом здании театра. Тем более, что высказывание Олега Михайлова всколыхнуло воспоминание о легенде, что, якобы, клуб Ленина обладал разветвленной системой подземных ходов, которые связывали его с близлежащими зданиями.

— Чертежи здания выполнены на синей бумаге, а мне архитекторы объяснили, что на такой бумаге прорисовывались объекты особого назначения. Которые могли использоваться как часть оборонной инфраструктуры. Загадок здание хранит много. Кое-какие элементы, напоминающие о существовании подземных ходов, мы нашли. Сейчас там кирпичная кладка, дальше нее мы не продвигаемся. Клуб сдан в эксплуатацию в 1932 году. Это были непростые времена. От старожилов я много чего узнал. В подвале здания напротив моего окна была камера предварительного заключения. Заключенных, по рассказам, приводили в показательный суд по подземному ходу. Процессы проходили в зрительном зале. А из зала увозили в места лишения свободы. А 23 июня 1941 года в Первоуральск в клуб Ленина из Красноуфимска был перевезен драматический театр. Фамилия руководителя труппы Полевой, больше я о нем ничего узнать не смог. Для расквартирования артистов был выделен отдельный дом. Но война затягивалась, было не до театров. И дальнейшая судьба этого коллектива не известна. С людьми тогда особо не церемонились — сказали, что делать, и будь добр делать это без возражений.

Дальнейший рассказ переходит к военному госпиталю, который размещался во время войны в клубе Ленина. 

— Подвальное помещение, в котором сегодня репетирует группа «Запасной выход», использовалось под мертвецкую. Поток тяжелораненых был большой. Не всех удавалось выходить. Первоуральский госпиталь для них становился последним пристанищем. Тела хранились в небольшой комнате, погребения проходили партиями. Такие были обстоятельства.

Перемещаемся в следующее помещение, в котором прежде размещалась истопная — стояли большие котлы и печи для обогрева здания.

— Здесь же размещались душевые и кухня госпиталя. Душевые до сих пор сохранились. Они в аварийном состоянии, трубы отрезаны, но кабинки остались. У меня есть гипотеза, но нет документальных доказательств. Не исключаю, что подвал с постоянным притоком грунтовых вод и свежего воздуха планировали использовать как убежище. Здание может быть заблокировано, разрушено, но при наличии подземных ходов может выдерживать длительное автономное существование. Вот даже система многоуровневых полов позволяет перемещаться, не замочив ноги, при этом условно питьевая вода сюда постоянно поступает. Но это гипотеза. А атмосфера автономного бункера очень соответствует содержанию нашего спектакля «Точка счастья». Зритель ощущает энергетику эпох, которые пережило это здание. Здесь судили и лечили, здесь влюблялись, женились и развлекались, отсюда уходили в армию. И все это происходило в небольшом помещении размером в 2 тысячи квадратных метров.


 

Фото Дмитрия Рудика